Темы: Клятва, Запреты, Заповеди, Страх, Имя Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Так каково же имя Бога, которое нельзя употреблять напрасно?
Шалом!
Вы имеете в виду, вероятно, одну из Десяти заповедей (Шмот 20:7): «Не произноси имени Господа, Б-га твоего, попусту, ибо не пощадит Господь того, кто произносит имя Его попусту». Мудрецы (Швуот 21а) объясняют, что это запрет произносить напрасную клятву. Иными словами, клянясь именем Б-га, человек словно заявляет: так же, как верно то, что у меня есть Б-г, верны мои слова. Произнося же ненужную или ложную клятву, он позорит Того, Чьим именем клянется, и это очень серьезное нарушение.
Всё же, обычно эти слова понимают как запрет произносить имя Б-га напрасно, без серьезной необходимости. И действительно, такой запрет тоже существует. Мудрецы (Тмура 4а) выводят его из заповеди: «Господа, Б-га твоего, бойся…» (Дварим 6:13). Дело тут, видимо, в том, что человек инстинктивно опасается произносить имя того, перед кем он испытывает страх. И, если он способен с легкостью упоминать имя Всевышнего «просто так», без серьезной необходимости, — это явный признак того, что ему недостает трепета перед Творцом.
К какому из имен Всевышнего относится запрет?
Не только к непроизносимому четырехбуквенному Имени, но и к другим святым Именам. Всего, как известно, существует семь «нестираемых» святых Имен, их список приводится в трактате Швуот Вавилонского Талмуда (35а) и кодексе Рамбама Мишне Тора (Законы основ Торы 6:5), каждое из таких Имен запрещается произносить напрасно (Хаей Адам 5:1; автор — рав Авраам Данциг).
Иногда при обращении к Б-гу вместо имени используются слова, указывающие на какое-то Его свойство или проявление в нашем мире: такие, как «Творец», «Всевышний», «Милосердный». К этим словам запрет не относится. Ведь они выбраны специально, чтобы заменить имя Б-га, поэтому их произнесение не означает отсутствие трепета перед Ним.
Что же касается имен Всевышнего на других языках, таких, как «Б-г» или «Господь», или God по-английски, или Алла по-арабски, здесь у наших законодателей нет единого мнения. Согласно мнению автора комментария Мишна Брура (215:19), произносить их попусту тоже запрещено. Впрочем, я неоднократно слышал, как раввины на уроках произносят слово «Б-г» (на русском языке). Возможно, они считают, что Имя, произносимое на уроке, не является произнесенным напрасно. В любом случае, имя Б-га можно произносить, прославляя или благодаря Его (Мишна Брура, там же), или же цитируя отрывки из Танаха (Каф а-хаим, там же, 24).
Важно отметить: даже в том случае, когда имя Б-га произносить разрешается, делать это следует с должным трепетом и почтением. Ведь в этом тоже проявляется наш трепет перед Всевышним (см. Хаей Адам, там же).
Что же касается напрасной клятвы, то, даже если клятва не содержит самого имени Б-га (например, «клянусь Тем, кого называют Милосердным» и т.п.), тот, кто ее произносит, нарушает запрет «Не произноси имени Господа, Б-га твоего, попусту» (Рамбам, Законы клятв 2:2). Ведь фактически это означает, что человек поклялся Его именем, пусть даже и не упоминая самого Имени.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Бенцион Зильбер
Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
В споре с мужем мне пришлось дать ложную клятву.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Овадья Климовский
Почему, давая клятву в суде, надо держаться за какой-нибудь сакральный предмет?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону