Темы: Человек, Страдания, Еда, Страх, Чувства и разум, Жестокость, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Слова Б-га: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они». Это Библейский перевод, и он может быть и неточен.
Но можно (и нужно) ли понимать эти слова дословно и буквально? Как повеление, чтобы животные боялись человека? Это налагает определённые обязательства и на человека, который заводит домашних животных.
Здравствуйте!
«И страх пред вами и трепет пред вами будет на всяком животном земном и на всякой птице небесной, от всего ползающего по земле и до всех рыб морских, — в ваши руки они отданы» (Берешит 9:6)
Эти слова были сказаны Ноаху (Ною) сразу после Потопа. Уже первому человеку было сказано (Берешит 1:28): «…и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле», но после Потопа упоминаются, в дополнению к этому, страх и трепет. Поскольку только теперь человечество получило разрешение убивать животных. И, действительно, мы видим, что животные испытывают страх перед людьми и что домашние животные безропотно идут на смерть, не пытаясь восстать на своих хозяев.
Комментаторы увидели определенную закономерность в том, что создания, находящиеся на более высоком уровне Творения, используют в пищу созданий низших уровней. Растения получают пищу из минералов — неживой природы, животные питаются растениями, а человеку как венцу Творения дозволены в пищу и животные.
Впрочем, речь идет о человеке, который достоин этого высокого имени. Современные же люди не всегда понимают, чем человек отличается от животного, поэтому им кажется неэтичным употреблять животных в пищу — всё равно, что поедать себе подобных. В целом, они не очень далеки от истины. В Талмуде (Псахим 49 б) сказано, что ам а-арецу (невежде, человеку, который не учит Тору) не дозволено есть мясо. Это может только увеличить его душевную грубость, то есть усилить в нем «животное начало». С другой стороны, единственная возможность для животного «перейти» на более высокий духовный уровень — это стать пищей для человека.
Тора запрещает нам причинять напрасные страдания животным и предписывает избавлять их от таких страданий, но она не запрещает нам пользоваться животными в своих целях. Тем не менее, мы должны чувствовать ответственность за своих домашних животных, заботиться о них. В Талмуде (Брахот 40а) сказано, что человек не должен есть сам, пока не накормит домашних животных.
Иногда бывает полезно держать дома животных — забота о них, например, может помочь детям обрести эмоциональную устойчивость и бОльшую уверенность в себе. Нужно только стараться избегать распространенной в современном мире ошибки и видеть различие между животными и человеком, не относиться к ним, как к «себе подобным».
С уважением, Арье Гальчук
Рав Менахем Эпель
Рав Менахем Эпель отвечает на вопросы: чему соответствуют 365 запретов Торы? А 248 предписаний? Для чего Всевышний дал нам тело? Какому органу человеческого тела соответствует каждая из заповедей? Какие заповеди «исцеляют всю плоть»?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Йоэль Голд
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Сказано в Торе: «Люби ближнего своего, как самого себя», — но всякий, в ком есть свойство жестокости, весьма далек от этого.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону