Темы: Предназначение, Ислам, Свобода выбора, Иудаизм, Рабство, Суд, Праведники, Исход из Египта, Любовь к Б-гу, Праведники народов мира
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныС точки зрения Ислама человек — раб Всевышнего. А с точки зрения иудаизма кто человек? Он раб Творца, который должен быть покорен Его воле? Или просто творение, без упоминания рабства?
Спасибо за интересный вопрос!
Рамбам (Ильхот Млахим — Законы о царях 8) пишет, что бен-Ноах обязан выполнять семь заповедей потому, что так повелел Всевышний. А если он выполняет эти заповеди только потому, что так его вынуждают обстоятельства, или даже потому, что так ему подсказывает логика, он не может считаться праведником народов мира.
Рав Хаим Шмулевич поясняет, что именно поэтому Авраам поклялся царю Сдома, что не возьмет ничего из захваченных трофеев. А зачем Аврааму нужно было клясться? Ведь он, и без этого не стал бы брать ничего из того, что принадлежало царю Сдома? Рав Хаим Шмулевич говорит: отказ от присвоения имущества, которое не совсем принадлежит тебе, являлось достаточно логичным решением. Поступить так подсказывает здравый смысл каждого нормального человека.
Но в этом же и проблема: чтобы принять такое решение, нет необходимости в духовном элементе. Для стороннего наблюдателя всё происходящее могло выглядеть как поступок, совершенный на основании логики. И вот для того, чтобы показать всем, что поступать так заставляет его вера в Творца, а не здравый смысл, Авраам и поклялся царю Сдома.
Известно также, что, отправляя Элиэзера на поиск жены для Ицхака, Авраам заклял его. И не потому, что сомневался в верности и надежности Элиэзера, а для того, чтобы весь «проект» был пронизан желанием выполнить волю Творца.
Рав Хаим Шмулевич приводит еще одно объяснение такого поведения праведников. Дело в том, что человек является главным судьей собственных поступков. А судье, как известно, запрещено получать не только взятки, но и подарки. Этот запрет призван исключить любую личную заинтересованность судьи.
Поэтому праведники, исполняя заповеди и совершая другие необходимые действия, всегда стремились избавиться от всего, что может привести их к предвзятости. Чтобы во всех их действиях присутствовало лишь желание выполнить волю Творца, праведники «связывали» себя клятвой Всевышнему.
Так же объясняется и требование Яакова, чтобы Йосеф поклялся ему, что похоронит его в Святой Земле. Да, существует множество других прекрасных комментариев, объясняющих, почему была необходима эта клятва: чтобы Паро не смог запретить это, так как Йосеф и ему клялся, что не будет разглашать его тайн и т.д. Однако это не противоречит принципу, о котором мы говорим: праведники стремятся вытеснить всё личное из своих действий, чтобы единственным обязывающим их фактором была воля Творца.
А вот пример применения этого принципа в повседневной жизни. Рашбам пишет (комментарий к трактату Шабат 23:19): не подобает богобоязненному еврею говорить, что он не ест мясо с молоком потому, что это невкусно и вредно для здоровья. Вполне может быть, что это и вкусно, и полезно, однако он ведет себя так, потому что ему запретил это делать Творец.
Пророк Ирмияу так говорит об этом: «Так сказал Господь: Пусть не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня, что Я — Господь, Творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, ибо лишь это желанно Мне, — сказал Господь» (9:22, 23).
Люди, носившие почетное звание «раба Всевышнего»:
1. Авраам назван рабом Всевышнего (Берешит 26:24),
2. Яаков (Йешаяу 30:20),
3. Моше (Бемидбар 12:7),
4. Йеошуа (Йеошуа 24:29),
5. Калев (Бемидбар 14:24),
6. Давид (Йехезкель 37:24),
7. Йешаяу (20:3),
8. Эльяким, сын Хилькияу (там же, 22:20),
9. Иов (Иов 2:3),
10. Даниэль (Даниэль 6:21),
11. Ханания, Мишаэль и Азария (там же, 3:26),
12. Зерубавель (Хагай 2:23).
Исход из Египта — смена вида рабства
Временем окончательного формирования еврейского народа считается Исход из Египта. Но есть важный момент, позволяющий более точно определить сущность этого судьбоносного события. Исход был не только праздником освобождения из рабства. В это время евреи перестали быть рабами египтян и стали рабами Всевышнего. И освобождение было даровано евреям для того, чтобы они были связаны узами благодарности и любви к Всевышнему и чтобы их связь с Творцом больше никогда не прерывалась.
С уважением, Нахум Шатхин
Читайте: тема Ислам и Иудаизм
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Реувен Пятигорский
Батшева Эскин
Три женщины, о которых пойдет речь, были награждены израильским мемориалом Холокоста «Яд Вашем» званием «Праведник народов мира» — в числе десятков тысяч праведников, спасавших евреев в разных странах мира в годы Катастрофы.
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Захария Матитьяу
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону