Темы: Мудрецы, Ханукальные свечи, Ханука, Яаков, Маоз цур, Беременность и роды, Санхедрин, Колена Израиля
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Вот приближается праздник Хануки, и вновь будем петь гимн Маоз Цур. Давно хотел выяснить, кто такие БНЭЙ БИНА («сыны понимания», мудрецы), которые ввели закон о праздновании восьми дней Хануки? Заранее благодарен!
Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос!
Есть один интересный, но непонятный «мидраш плиа» («загадочный мидраш») на стих из Шир а-ширим (7:14): «Мандрагоры издали запах, и у дверей наших всякие плоды изысканные…» О чем речь в этом стихе? Поясняет мидраш: «Мандрагоры издали запах…» — это Реувен, который нашел в поле мандрагоры и принес их своей матери Лее; «…и у дверей наших всякие плоды изысканные» — это ханукальные свечи, которые мы ставим у порогов наших домов.
Теперь всё понятно? Вот и мне непонятно. Непонятно было и адмору из Динова, какая связь между мандрагорами Реувена и ханукальнымы свечами?
Сама история адмора из Динова (1745-1815) весьма интересна и также имеет отношение к празднику Ханука. Дело в том, что рав Цви Элимелех Шапира из Динова написал очень известную книгу, состоящую из двух томов. Первый том был посвящен толкованиям и комментариям, связанным с еврейскими праздниками. А вот второй том содержал только объяснения, касающиеся Хануки.
Как-то непропорционально. Странным это показалось и автору. Ну а, поскольку мы знаем, что ничего случайного в жизни не происходит, мудрец решил обратиться за разъяснениями в «высшие инстанции». В то время в Польше жил Хозэ ми-Люблин, считавшийся гдоль а-дором (величайшим мудрецом поколения) и известный как обладатель руах а-кодеш. К нему-то за разрешением накопившихся вопросов и отправился ребе из Динова.
Он прибыл в Люблин, записался на прием, дождался назначенного времени, но, войдя, не успел открыть рот, как Хозэ сам задал ему вопрос: «Ты, верно, хочешь узнать, почему в написанной тобой книге так много сказано именно о Хануке? Я отвечу тебе. У Хашмонаим был, разумеется, свой Санхедрин. И большинство из семидесяти мудрецов, заседавших в Санхедрине, были представителями колена Иссахара. Они-то и приняли судьбоносное решение, чтобы евреи всех последующих поколений, отмечали события Хануки как праздник. Твоя же душа является гильгулем души одного из тех мудрецов колена Иссахара, поэтому тебя так влечет писать хидушей Тора (новые толкования, открытия) о Хануке».
Понимаете теперь, почему ребе из Динова назвал свою книгу «Бнэй Иссахар»!?
А теперь вернемся к нашему вопросу: какая связь между мандрагорами Реувена и ханукальными свечами?
Поясняет «Бнэй Иссахар». Мандрагоры, как известно, являлись средством от бесплодия. Это было растение редкое, его невозможно было выращивать, поэтому они обладали огромной ценностью. Рахель, узнав, что Реувен нашел мандрагоры, попросила их у своей сестры в обмен на вечер с Яаковом: сестры договорились, что этот вечер он проведет в шатре Леи.
И что из этого получилось? Зачала как раз Лея, продемонстрировав, что связь с мужем для нее важнее любых благ. Говорят наши мудрецы, что, если в момент зачатия между родителями существует большое взаимное притяжение, духовный уровень детей будет очень высоким. Так на свет появился Иссахар.
Яаков знал, каким колоссальным потенциалом обладает Иссахар, и это нашло отражение в благословении, которое он дал сыну перед смертью: «Иссахар осел костистый, лежащий среди заград. И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна, и преклонил плечи свои для ношения, и стал работать в уплату дани» (Берешит 49:14, 15).
«Иссахар осел костистый» — в память о том, как осел, на котором возвращался домой Яаков, подал голос. Услышав это, Лея вышла навстречу Яакову, чтобы сообщить: сегодняшний вечер он проведет в ее шатре.
«и преклонил плечи свои для ношения» — принял на себя ношу изучения Торы.
«и стал работать в уплату дани» — устанавливать галахические законы народу Израиля, как сказано: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать (יוֹדְעֵי בִינָה) времена, — знающих, что нужно делать Израилю…» (Диврей а-йамим I 12:33).
Известно, что на протяжении всей истории народа Израиля большинство глав Санедрина и его судей были представителями колена Иссахара. И, как мы упомянули, они были большинством и в Санедрине Хашмонаим.
Поясняет «Бнэй Иссахар»: когда-то давно, благодаря мандрагорам Реувена, на свет появился Иссахар. А спустя более тысячи лет его потомки установили нам на века восемь дней празднования Хануки. Этих мудрецов из колена Иссахара и называет автор гимна — бнэй бина. И сегодня, благодаря им, на наших порогах «плоды изысканные» — ханукальные свечи.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву мне читать, чтобы зачать и родить сына?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш
Рав Мендель Агранович
Рав Бенцион Зильбер
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Овадья Климовский
И где остальные?
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону