Темы: Элиша, Шем, Аарон, Ханука, Коэн, Храм, Ноах, Мишкан, Чудеса, Пророки, Праотцы, Цари Израиля, Элиягу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Алексей, и спасибо за интересный вопрос!
Наши мудрецы указывают множество подобных намеков в Торе. Правда, с Ханукой дело обстоит иначе, чем с Пуримом, когда мудрецы прямо спрашивают: где можно найти имя Амана в Торе? Мудрецы Талмуда нигде не спрашивают: где в Торе намек на Антиохуса? Или: где в Торе намек на Макабим? Однако есть много стихов в Танахе, связанных с Ханукой.
В Книге Шмуэля пророчица Хана возносит благодарность Всевышнему за то, что Он послал ей сына, будущего пророка Шмуэля (Шмуэль I 2). Вся эта песнь благодарности является пророчеством, и в ней Хана говорит о чудесах своей жизни, а также о чудесах, которые произойдут с народом Израиля в будущем. И в одном из стихов сказано так: «Луки героев ломаются, а слабые препоясываются силою» (Шмуэль I 2:4). Поясняют комментаторы, что здесь содержится намек на события, предшествовавшие чуду Хануки, когда малочисленные евреи одолеют войска огромной империи.
Однако существует намек не просто более раннего периода, а времен Потопа!
Комментарий «Имрей Ноам» поясняет на основании устной традиции, что из ветви оливкового дерева, принесенного голубем в Ковчег Ноаху, было сделано масло. Кувшин с оливковым маслом Ноах передал своему сыну Шему. Шем, он же Малкицедек, подарил этот кувшин Аврааму как приношение. От Авраама кувшин перешел к Ицхаку, а позже и к Яакову.
Когда Яаков переправлялся через ручей Яббок, то решил вернуться за малыми сосудами. Пишет «Сифтей Коэн» (к Берешит 32:25): «И остался Яаков один (левадо)» — толкуют наши мудрецы (Рабейну Бахье): не читай левадо (один), а читай ле-кадо (ради кувшина своего). Ради какого кувшина? Ради того кувшина, маслом которого помазывали Мишкан, сосуды и жертвенник, Аарона и его сыновей, а после — царей Израиля.
И по сей день он существует, и на него намекает Тора: «… масло это будет предназначено для священного помазания …» (Шмот 30:31). С этим кувшином связаны чудеса пророка Элиягу, совершённые у женщины из города Царфат, как сказано: «Мука в кувшине не иссякала, и масло во фляге не убывало…» (Млахим I 17:14). С ним же связано чудо пророка Элиши, когда маслом были наполнены все сосуды у вдовы Овадьи (Млахим II 2:1-7).
Когда осознал Яаков, как много чудес связано и будет связано с этим кувшином, то решил вернуться за ним, хотя это был риск для жизни. Сказал Яаков: «Кувшин этот — не мой он, а Всевышнего, разве вправе я оставить его?» А в ответ сказал Всевышний: «Ты готов был подвергнуть опасности свою жизнь ради Моего небольшого кувшина!? Я отплачу тебе тем, что Хашмонаим найдут этот кувшин с маслом, когда освободят Храм».
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Пятигорский
Авраам, родился в 1948 году от Сотворения мира
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли найти в Торе какую-то информацию, позволяющую предположить происхождение этого народа?
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Рав Овадья Климовский
Народ подвёл своих лидеров?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону