Темы: Самопожертвование, Рамбам, Заповеди, Будущий мир, Раби Акива, Заслуги, Любовь к Б-гу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, а есть ли в иудаизме возможность в одночасье удостоиться жизни в Будущем мире?
Большое спасибо, что обратились к нам. Вы затрагиваете очень интересную тему. Действительно, бывают ситуации, когда у человека есть возможность в один момент заслужить себе долю в Будущем мире.
Обычно, когда мы говорим о таких ситуациях, в памяти всплывают последние минуты жизни Раби Акивы (Брахот 61 б). Когда перед смертью его тело терзали железными гребнями, он сказал: всю жизнь, вспоминая слова Торы: «И люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоей…» (Дварим 6:5), что означает любить даже тогда, когда у тебя забирают душу, он страдал, ожидая, когда же у него будет возможность выполнить эту заповедь…
Или другой пример. Раби Элазар бен-Дордаи всю жизнь нарушал заповеди Торы и, когда осознал это, раскаялся так глубоко, что его душа покинула тело (Авода Зара 17а). В обоих этих случаях раздался глас с Небес (бас коль): «Удостоился жизни в Будущем мире!» Понятно, что подобные ситуации не являются частью повседневной рутины обычного человека.
Приведем еще одну историю, рассказанную известным американских лектором равом Песахом Кроном:
Реб Нафтоли был распорядителем городской кассы помощи беднякам. Однажды он вернулся домой после тяжелого дня, в течение которого ему пришлось обойти весь город, собирая деньги для одного бедняка, который находился в очень тяжелом положении. Вдруг раздался стук в дверь: на пороге стоял еще один бедняк с экстренной просьбой о помощи: ему были срочно необходимы 20 рублей. Поскольку все собранные деньги были уже отданы и реб Нафтоли в тот день уже обошел всех жителей, у которых была возможность дать пожертвование, он был вынужден ответить отказом.
Однако скорбное лицо бедняка не оставило реб Нафтоли равнодушным. Остался только один человек, к которому можно было обратиться, — это был известный городской гуляка, который обычно грубо отказывал реб Нафтоли. Тем не менее, реб Нафтоли решил испытать судьбу.
Он отыскал этого гуляку в местном кабаке и обратился к нему с просьбой о помощи. Тот, окруженный собутыльниками и уже изрядно выпивший, как ни странно, согласился помочь — но при одном условии: пусть реб Нафтоли наденет поповскую рясу и пройдет в ней по всему городу. Бедному реб Нафтоли ничего не оставалось, кроме как согласиться. Так под свист и улюлюканье подвыпившей компании реб Нафтоли прошел по всему городу, одетый в поповскую рясу, провожаемый изумленными взглядами горожан. После того, как «миссия» была выполнена и бедняк получил свои деньги, реб Нафтоли сорвал поповское одеяние, кинул его в шкаф и неделю не выходил из дома, подавленный страшным унижением, которое ему пришлось перенести.
Как раз в это время в городе был проездом Ребе из Цанза, автор «Диврей Хаим». Он сказал своим попутчикам, что чувствует запах Ган Эдена из дома реб Нафтоли. Когда они вошли в дом и увидели реб Нафтоли, лежавшего на кровати в глубокой депрессии, Ребе из Цанза указал на шкаф, где была поповская ряса, и сказал: он чувствует, что оттуда исходит запах Ган Эдена… После долгих уговоров реб Нафтоли неохотно рассказал о случившемся. А Ребе из Цанза постановил: реб Нафтоли должен быть похоронен в этой рясе — поскольку своим великим самопожертвованием он заслужил долю в будущем мире…
Получается, благодаря этому событию, которое, с точки зрения реб Нафтоли, было самым страшным в его жизни, о котором невыносимо вспоминать, он в один момент заслужил долю в будущем мире.
Самоотверженность реб Нафтоли вызывает восхищение, но, тем не менее, мы видим, что сам он не рассматривал свой поступок как самопожертвование и, более того, находился из-за него в тяжелой депрессии. Без помощи Ребе из Цанза он так никогда бы и не узнал о величии своего поступка.
Таким образом, мы видим, что иногда даже повседневная жизнь предоставляет уникальные возможности в один миг удостоиться Будущего мира. Но люди не обращают на них внимания, полагая, что это не может сравниться с уникальным самопожертвованием раби Акивы во имя Творца. Ошибочно считая, что только самопожертвование такого уровня имеет значение, человек может пропустить уникальную возможность, которую предоставляет ему его обыденная жизнь.
Чтобы глубже разобраться в этой теме, давайте обратимся к комментарию Рамбама на известную мишну (Макот 23 б), где приводятся слова раби Хананьи бен-Акашья о том, что Всевышний хотел дать евреям возможность заработать заслуги и для того дал им множество заповедей.
С одной стороны, логика этой мишны не совсем понятна. Ведь логично было бы совсем наоборот: если бы Всевышний хотел помочь евреям, то дал бы им всего несколько заповедей, чтобы они могли сосредоточиться на их выполнении и исполнять их совершенным образом. Вместо этого евреи получили множество предписывающих и запрещающих заповедей, что значительно усложняет их задачу.
Это объясняет Рамбам: одна из основ нашей веры — понимание того, что, если человек исполнит хотя бы одну из 613 заповедей должны образом, то удостоится жизни в Будущем мире. Но при условии, что исполнит эту заповедь только во имя Всевышнего и из любви к Нему, без примеси личной заинтересованности и корысти. Именно поэтому Всевышний дал нам столько заповедей: чтобы у каждого человека было возможность хотя бы раз в жизни исполнить заповедь на таком уровне.
Слова Рамбама дают нам представление о том, что означает удостоиться будущего мира в один момент. Значимость и сложность исполнения заповеди — это вовсе не самое главное, главное это правильное намерение (кавана) при исполнении заповеди. Поэтому нет необходимости искать возможность совершить что-то грандиозное и впечатляющее, подобное самопожертвованию раби Акивы.
В нашей жизни много испытаний и, соответственно, много возможностей исполнить заповедь. Это может быть возможность просто помочь ближнему, сдержаться и не ответить грубияну и т.п. Если человек попытается хотя бы на один момент преодолеть свой естественный инстинкт добиваться личной выгоды, отвлечется от своих эгоцентричных стремлений и исполнит то, что от него требуется, во имя Всевышнего, он сможет немедленно заслужить жизнь в Будущем мире.
С уважением, Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Арье (Лев) Кацин
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
С. Бернфельд
Среди людей, которые перешли в иудаизм, было немало ярких личностей. Для многих такой шаг означал подписание себе смертного приговора. Граф Валентин Потоцкий, молодой человек, который разочаровался в католичестве, являет собой пример праведного прозелита.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону