Темы: Награда и наказание, Соблазн, Сотворение мира, Смерть, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Скажите, пожалуйста, в Талмуде поднимается вопрос о том, хорошо или плохо для человека то, что он родился. И я краем уха слышал: мудрецы решили, что это плохо. Но в тоже время есть заповедь жениться и размножаться. Парадокс? Дмитрий
Уважаемый Дмитрий!
Вопрос Ваш очень интересный, и он еще шире. Вопрос встает сразу: ведь в Торе написано: когда Б-г создал мир, Он увидел — всё, что Он создал, «вэ-инэ тов меод» — «и вот, хорошо весьма» (Берешит 1:31). Что же обсуждает Талмуд?
Есть на иврите два слова: есть «тов» — «хорошо», а есть слово «ноах» — можно перевести как «удобно» или «выгодно». Тора говорит: Б-г создал мир и увидел, что всё очень хорошо — всё создано прекрасно и служит своей цели. Разные части творения — каждая служит своей цели.
В Талмуде обсуждали совершенно другой вопрос. Представим себе, что у кого-то есть серьезная денежная сумма. И он идет ее вкладывать в бизнес. И ему предлагается такой бизнес, как «человек, которого Б-г создал». С одной стороны, выглядит очень выгодным бизнесом — если человек пойдет по тому пути, который Б-г указал, будет очень большая прибыль, говоря на языке бизнеса, «большие миллиарды».
С другой стороны, если человек будет нарушать законы Всевышнего, то ему Б-г пошлет большой наказание в этом мире или в будущем, или в обоих. Говоря на языке бизнеса, «огромный минус».
У человека есть доброе желание и дурное желание, и опасность пойти за дурным желанием очень велика. Да и посмотрим реалистично: страсти человека в этом мире, которые его влекут и могут привести к нарушению, они — здесь и сейчас, а страх нарушить волю Б-га и страх, что Б-г накажет раньше или позже, не ощущается нашими пятью органами чувств так, как ощущается видимая опасность.
Поэтому и обсуждали — удобно ли, выгодно ли человеку, чтобы он был создан, или нет? И поэтому обсуждение заканчивают тем, что это «невыгодно», сопряжено с большими опасностями, но теперь, когда человек создан, пусть продумывает свои действия.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Натан Агрес
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону