Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Натан-Меир бар Моше-Йом-Тов Вахтфогель (5670-5759 /1910-1999/ гг.) — один из духовных лидеров движения Мусар в США.

Родился в литовском городке Куле. Его отец, раввин этого городка, был учеником р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) и р. Исера-Залмана Мельцера (см.).

Когда Натану-Меиру было пятнадцать лет, семья эмигрировала в Канаду, где его отец стал раввином г. Монреаля.

Занимался в одной из первых ешив Нью-Йорка — Метивта раби Ицхак-Эльханан (Ешиве имени р. Ицхака-Эльханана Спектора /см./), позднее преобразованной в Ешива-Юниверсити (Ешиву-Университет).

Около 5690 /1930/ года отправился учиться в ешиву белорусского городка Мира — он был одним из первых юношей из Америки, продолживших свое образование в ешивах Восточной Европы. В Мире он стал одним из ближайших учеников прославленного машгиаха ешивы р. Йерухама Лейвовича (Даат Тора; см.).

Летом 5697 /1937/ года, после смерти своего наставника, решил вернуться в Америку. Перед отъездом он получил раввинское посвящение от таких корифеев Торы, как р. Шимон Шкоп (см.), возглавлявший ешиву в г. Гродно и р. Барух-Бер Лейбович (см.), возглавлявший ешиву в г. Каменеце.

По возвращении в Нью-Йорк, р. Вахтфогель встретил там одного из духовных лидеров польского еврейства р. Эльханана-Бунима Вассермана (см.). Р. Вахтфогель посетовал, что не видит возможности для своего духовного роста в прагматичной Америке, где «над судьбами людей властвует только доллар». И тогда р. Вассерман посоветовал ему отправиться в литовский городок Кельм — в знаменитую ешиву Мусара. Получив совет главы поколения, р. Вахтфогель купил билет на ближайший трансатлантический рейс и вернулся в Европу, так и не посетив Канады, несмотря на то, что он не виделся с родителями в течение семи предыдущих лет, — в этом он последовал примеру р. Акивы, который, вернувшись в Йерушалаим после двенадцати лет обучения в ешиве, тут же отправился обратно еще на двенадцать лет, даже не навестив своего дома и не поздоровавшись с женой и детьми (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.138).

В самом начале 5698 /1937/ года он прибыл в Кельм, где стал одним из ближайших учеников руководителя ешивы р. Даниэля Мовшовеца (см.).

С началом второй мировой войны большинство иностранных студентов поспешили покинуть Восточную Европу — однако р. Вахтфогель занимался в Кельме и после того, как летом 5700 /1940/ года советские войска оккупировали Литву. Лишь в самый последний момент он сумел покинуть Советский Союз по маршруту, проторенному ешивой г. Мира, — по транссибирской магистрали до Владивостока, а затем — в Японию (там же p.139—140).

Позднее он через Австралию добрался до Монреаля, а в дальнейшем обосновался в нью-йоркском районе Бруклин, где собралась община знатоков Торы, бежавших из Восточной Европы.

Вскоре р. Вахтфогель стал машгиахом (духовным руководителем) в ешиве Бейт-Мидраш Гавоа (Высший дом учения), основанной весной 5703 /1943/ года р. Аароном Котлером (см.) в г. Лейквуде, штат Нью-Джерси.

Р. Вахтфогель стремился возродить в ешиве духовную атмосферу знаменитых центров Мусара — Кельма, Слободки и Мира. Начав занятия с беженцами из Восточной Европы, руководители ешивы сумели постепенно привлечь и множество юношей, родившихся в США. К концу 5710-х /1950-х/ годов лейквудская ешива стала самой крупной в Америке — в ней обучалось уже около двухсот пятидесяти студентов (Энциклопедия левейт Исраэль, т.18).

По мнению аналитиков, именно успешное развитие ешивы в Лейквуде стало поворотным пунктом в истории американского еврейства. В последующие десятилетия ее выпускники создали по всей стране еще десятки ешив, прототипом которых стала лейквудская ешива, — мир «литовских ешив», уничтоженный нацистами в Восточной Европе, возродился по другую сторону океана, и, как следствие этого, началось массовое возвращение евреев США к аутентичному иудаизму отцов и дедов (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.137; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.203).

В последний период жизни р. Вахтфогель создал во многих городах Северной Америки сеть, состоящую из десятков колелей — высших талмудических академий для семейных знатоков Торы.

Р. Натан-Меир Вахтфогель умер второго кислева 5759 /1999/ года — на девяностом году жизни.

с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?