Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Этика иудаизма и каббала: РАМХАЛЬ

Рабби Моше Хаим Луццато родился в Италии, в городе Падуя. Родители смогли дать сыну не только еврейское, но и классическое европейское образование: кроме ТаНаХа, Талмуда, Мидраша и раввинской литературы он учил классические языки, итальянскую литературу и точные науки. Уже в юном возрасте его считали гением. Подобно многим молодым людям своего времени, Рамхаль интересовался каббалой, которая впоследствии стала для него основным предметом изучения. Его учителем в области еврейской мистики был рабби Йешая Басен, занимавшийся с небольшой группой молодых талмидей-хахамим (талмид-хахам — знаток Торы; дословно — «ученик мудреца»).

В 1727 г. Рамхаль первый раз услышал голос магида («наставника» — посланца Небес, открывающего человеку высшие тайны). Это событие определило его жизненный путь. Магид часто говорил с ним, и Рамхаль записывал его слова. Впоследствии они легли в основу его каббалистических произведений. Через какое-то время Рамхаль начал посвящать товарищей по учебе в раскрывшиеся ему тайны. Раввины Венеции с сомнением относились к каббалистической деятельности этой группы и подозревали ее в том, что она ставит своей целью зарождение нового мессианского движения. Луццато обвинили в саббатианстве. После множества острых споров между его противниками и приверженцами Рамхаль согласился воздерживаться от упоминания в своих работах слов магида и от распространения учения каббалы среди евреев, проживающих в странах диаспоры*. Несмотря на это соглашение, раввины продолжали подозревать, что он запутался в сложных аспектах мистического учения, и считали, что его книги плохо влияют на людей.

В 1735 году Рамхаль решил переехать в Амстердам. По дороге в Голландию он посетил проживавшего во Франкфурте-на-Майне рава Яакова а-Коэна в надежде найти у него поддержку. Но франкфуртский раввин, ознакомившись с рукописями Рамхаля, пришел к выводу, что раввины Венеции были правы в своей оценке деятельности молодого мудреца. Некоторую часть написанного Рамхалем он сжег. Другие рукописи спрятал**.

В Амстердаме Луццато провел несколько спокойных лет. Но стремление к духовному освобождению еврейского народа и желание сбросить с себя тяжкий груз запрета распространять учение каббалы побудили его в 1743 году переехать в Эрец-Исраэль. Он поселился в городе Акко в надежде, что в недалеком будущем встретит здесь множество евреев, возвращающихся на родину. Но ему не было суждено прожить долгие годы. Его жизнь унесла эпидемия, бушевавшая в Эрец-Исраэль в 1747 году, во время которой погибли также его жена и сын.

Помимо многочисленных работ по каббале («Путь Творца», «Знание Сердца», «Первоосновы»), Рамхаль написал также несколько работ, посвященных мусару — науке о воспитании в себе высоких человеческих качеств и трепета перед Небесами. Самая известная и важная из них — «Месилат йешарим» («Путь праведных»). Эта книга не перестает быть и в наши дни одним из наиболее актуальных и тщательно изучаемых трудов по этике Торы. В литовских йешивах, присоединившихся к движению «Мусар»***, она служила основным пособием по воспитанию в учениках высоких моральных качеств.

Творчество Рамхаля охватывает самые разные области. Он написал несколько книг, посвященных теории поэзии («Язык учебы», «Книга логики» и «Книга поучений»), а также целый ряд стихотворных художественных произведений. Рамхаль также является автором трех пьес: «Подвиг Шимшона», «Хвала праведникам» и «Скала силы».

Несмотря на то, что для современников Рамхаль был спорной личностью, после смерти он удостоился признания в большинстве еврейских кругов Европы. Хасиды, их противники и даже деятели просветительского движения — все нашли в его произведениях основы, повлиявшие на их деятельность и идеологию.

На нашем сайте опубликованы некоторые труды РАМХАЛя в переводе на русский.

* Запрет не распространялся на евреев, проживавших в Земле Израиля. Авторитеты в области еврейской мистики считают, что сами свойства Земли Израиля способствуют постижению тайных смыслов Торы. Другой причиной исключения еврейских общин, проживавших в Земле Израиля, из запрета распространять знания каббалы было то, что евреи Эрец-Исраэль были удалены от европейских общин и практически не оказывали на них влияния.

** Впоследствии Виленский Гаон рабби Элиягу, считавший себя учеником Рамхаля (в том смысле, что книги Моше Хаима Луццато оказали на него большое влияние), предпринял поездку в Амстердам в надежде найти там пропавшие рукописи гения кабалы. Однако это ему не удалось, и он вернулся в Вильну.

*** Этическое движение в иудаизме, основанное в 1842 году рабби Исраэлем Салантером (Липкиным), было создано как противовес течениям, позволявшим евреям Европы уходить от общины и еврейского образа жизни.

Из журнала «Мир Торы», Москва.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?