Темы: Ногти, Реувен Куклин, Обычаи, Суеверие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Разъясните, пожалуйста, по поводу некоторых вещей, которые нам не разрешали делать наши бабушки — свистеть дома, стричь ногти в один день на руках и ногах, смотреть в разбитое или треснутое зеркало… Это эмунот тфелот (суеверия), или наши бабушки основывались на еврейских традициях? А.
Уважаемая А.,
Вы задаёте верный вопрос. Действительно, каждый запрет «наших бабушек» требует прояснения — каков его источник. Часть этих запретов (например, «запрет» подстригать ногти на руках и ногах в один день или «запрет» пришивать пуговицу к одежде, когда человек в неё одет) упоминается в святых книгах. Эти «запреты» основаны на знании наших мудрецов об отрицательном влиянии таких действий на духовные миры. Конечно, такие «запреты» важно соблюдать, ведь нарушение их реально опасно.
С другой стороны, часть подобных «запретов» не имеет «еврейских корней» и представляет собой просто эмунот тфелот (суеверия). Несомненно, нет необходимости учитывать эти суеверия в своей деятельности.
На иврите есть чудесная книга Шмират а-Гуф вэ-а-Нэфеш, в которой приводятся почти все «бабушкины» запреты, у которых есть «еврейские корни», проясняются их источники, а также их точные рамки. В этой книге три тома! Если Вы читаете на иврите, очень рекомендую.
Перейду к Вашим конкретным примерам.
Рабби Йосеф Каро в книге Магид Мейшарим (Мишлей, 23 6) пишет, что ангел (магид — как известно, у рава Йосефа Каро был ангел, который периодически являлся ему, наставлял его и учил Торе) сказал ему, что нельзя в один и тот же день стричь ногти рук и ног. Он также добавил, что следует стричь ногти на ногах в четверг, а на руках — в пятницу. Это предписание приводит Маген Авраам (предисловие к симану 260) и, вслед за ним, Мишна Брура (260, 6).
Однако Хида (рабби Хаим Йосеф Азулай, 1724—1806) в книге Махзик Браха (4-ый параграф) пишет: из сказанного в книге Шаар а-Каванот видно, что Аризаль не опасался стричь ногти на руках и на ногах в один день. Поэтому, по мнению Хида, можно так поступать.
Поскольку Мишна Брура приводит только слова автора Маген Авраама, ясно, что надо стараться не стричь ногти на руках и ногах в один день. Однако если это очень сложно, вероятно, можно положиться на мнение Хида. Я слышал, что рав Эльяшив разрешил женщине, которой было тяжело стричь ногти на руках и ногах в разные дни, стричь их в один день.
Что же касается «бабушкиных запретов» свистеть дома или смотреть в треснувшее зеркало, о них я никогда не слышал и предполагаю, что это эмунот тфелот.
Рав Бенцион Зильбер
Я несколько лет делала в салоне красоты маникюр и наращивала ногти акрилом или гелем
Рав Бенцион Зильбер
А что влияет?..
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
А что делать с волосами после стрижки?
Рав Бенцион Зильбер
Радуга предвещает беду?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Почему Аризаль не стригся после полудня?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запреты гадания, заклинаний, примет.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону