Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хасидский наставник, один из духовных лидеров евреев Польши

Раби Давид бар Шмуэль Борнштейн (р. Давид из Сохачева; 5636-5703 /1876-1942/ гг.) — хасидский наставник, один из духовных лидеров евреев Польши.

Прямой потомок знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха из Брод («Маасе Рокеах»), родословная которого восходила к Раши и далее — к царю Давиду.

Правнук выдающегося хасидского праведника р. Менахема-Мендла из Коцка (Сарафа из Коцка) и внук р. Авраама Сохачевера (Авней Незер), основателя хасидского «двора» в г. Сохачеве, возле Варшавы.

Родился в первый день месяца Элуль 5636 /1876/ года.

Изучал Тору и хасидскую традицию под руководством отца, выдающегося комментатора Писания р. Шмуэля из Сохачева (Шем миШмуэль).

По завершении периода ученичества был раввином в г. Вышграде.

В 5686 /1926/ году, после смерти отца, р. Давид сменил его во главе хасидского «двора» в Сохачеве. Позднее он перенес свой «двор» в г. Отвоцк, несколько южнее Варшавы, а затем — в г. Лодзь.

Основал сеть ешив, получивших название Бейт Авраам (Дом Авраама) — в память о его деде.

В 5690-е /1930-е/ годы р. Давид из Сохачева был одним из самых авторитетных хасидских лидеров Польши, и тысячи хасидов приходили к нему за советом и наставлением.

Р. Давид совершил четыре поездки на Землю Израиля, где его семья приобрела значительные земельные участки, — он рассчитывал с течением времени переселиться туда вместе со своими учениками.

После того, как нацисты оккупировали Польшу, р. Давид, которому уже исполнилось семьдесят три года, был заключен в гетто Лодзи и подвергнут там варварскому глумлению и надругательствам. В дальнейшем его перевели в варшавское гетто.

По свидетельству одного из обитателей варшавского гетто, квартира, в которой поселился р. Давид «всегда была полна людьми — среди множества посетителей были ведущие раввины и руководители общины, приходящие к нему за советом». Его дом стал центром, в который поступала информация из различных польских и литовских общин, — в том числе и первые сообщения о массовых убийствах в концлагерях (Бесетер раам с.26,101).

Этот же свидетель рассказывал, что и в гетто р. Давид по-прежнему «занимался изучением Торы и служением Всевышнему, являясь источником силы и мужества для окружающих, — под его духовным влиянием находились группы изучающих Тору в гетто, во главе которых стояли его хасиды» (там же с.101).

На протяжении двух лет в доме р. Давида собирался постоянный миньян. В праздник Суккот 5703 /1942/ года вокруг него объединилось множество варшавян и беженцев из других общин. «Я был приглашен к столу Ребе и участвовал в его трапезе, — вспоминал один из гостей. — В тот Суккот я стал другим человеком, все беды времени отступили — я как будто перенесся в мир, свободный от диктата внешних событий. Все дни праздника Ребе толковал Тору и рассказывал хасидские предания — казалось, что он всецело погружен в жизнь высших миров» (там же с.101,350).

В ту осень, после массовой ликвидации евреев гетто р. Давид сменил квартиру и перешел в подполье.

Р. Давид из Сохачева умер восьмого кислева 5703 /1943/ года в варшавском гетто.

После окончания войны его немногие сохранившиеся толкования Торы были опубликованы в книге, озаглавленной Хасдей Давид («Милости Давида»).

С разрешения издательства Швут Ами

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?