Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ученик основателей движения Мусар р. Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма) и р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки).

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира (5635-5696 /1875-1936/ гг.) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар.

Ученик основателей движения Мусар р. Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма) и р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки).

После женитьбы продолжал заниматься в Кельме, совершенствуя свои познания в Талмуде.

В 5666 /1906/ году, в возрасте тридцати лет, р. Йерухам стал машгиахом (духовным руководителем) в ешиве г. Радина, основанной р. Исраэлем-Меиром Акоэном (Хафец Хаимом).

В 5668 /1908/ году р. Йерухам был приглашен на пост машгиаха в небольшую ешиву городка Мира.

В годы первой мировой войны он остался в оккупированном немецкими войсками литовском крае — в то время как ешива из Мира была эвакуирована в украинский город Полтаву. В 5683 /1923/ году он вернулся к своей ешиве, в Мир. Благодаря его влиянию эта ешива привлекла сотни учеников и стала одним из мировых центров изучения Торы.

Развивая идеи своих наставников, р. Йерухам создал цельную и всеобъемлющую этическую систему.

Он учил, что путь к познанию Всевышнего ведет через глубинное постижение Торы. «Святая Тора дана еврейскому народу только для того, — пояснял он, — чтобы с ее помощью евреи смогли с максимальной полнотой познать Творца и прилепиться к Нему. …Однако если человек не сумеет своим разумом проникнуть в сокровенные глубины Торы, как же он познает Творца, которого называют Тамир (Скрытый) и Неэлам (Неведомый)? …Иными словами, лишь тот, чье сознание полностью очищено и освобождено от искажающих восприятие завес, может познать Творца» (Даат хохма умусар ч.3,с.279).

Р. Йерухам часто повторял ученикам: «Лучшим комментатором Торы для каждого человека может быть только сам этот человек» (там же ч.1,с.23). Смысл этого парадокса он раскрывал так: «Через познание собственной духовной природы человек способен постичь самые высокие и сокровенные тайны Торы — ведь он создан по содержащемуся в ней проекту и в ней отражена его сущность. Человек способен обрести всю Тору в своей душе, подобно тому, как, по словам мудрецов, наш праотец Авраам “открыл всю Тору в себе самом”» (Берешит-раба 95:3) — …познав свою душу, он познал и своего Создателя» (Даат хохма умусар ч.1,с.23).

Пробуждая в своих учениках стремление к самопознанию, р. Йерухам в то же время постоянно предупреждал их: «Нор нит крихен ин химель! » (Только не карабкайтесь в небеса). Он имел в виду, что, стремясь достигнуть близости к Б-гу, человек склонен забывать свои земные обязанности — «дела, необходимые в человеческом общежитии, и помощь людям кажутся ему пустой тратой времени, которое он мог бы использовать для изучения Торы». Такой вид душевной слепоты он и называл «карабканьем в небеса» (Р. Шломо Вольбе, Алей шур т.2, 26).

Основой духовной работы р. Йерухам считал совершенствование качеств характера.

«Многие люди думают, что достигнут внутренней гармонии только в том случае, если будут удовлетворять все свои вожделения, — отмечал р. Йерухам. — Это абсолютное заблуждение. Наоборот, чем больше человек будет потакать своим прихотям, тем сильнее будет разгораться в нем пламя внутреннего конфликта — ведь тайна достижения гармонии между душой и телом, заключается именно в преодолении человеком своих влечений. Наши мудрецы сказали об этом (Сукка 52б): “Есть у человека небольшой орган — если его морят голодом, то он сыт, а если насыщают, то он голоден”. И еще сказано (Коэлет раба 1:13): “Не было в мире человека, которому бы удалось до дня смерти утолить хотя бы половину своих желаний” (Даат хохма умусар 2,с.85).

Р. Йерухам делился с учениками своим собственным опытом духовной работы, начатой еще в ранней юности. “Анализируя свои поступки и духовное состояние, я увидел, что не принадлежу себе, но являюсь просто игрушкой в чужих руках, — рассказывал он. — Этими “чужими руками” оказались мои собственные желания, которые безраздельно властвовали над сердцем. Более того, эти вожделения постоянно подкупали мой разум, подталкивая его к выгодным для них выводам. И тогда я стал учиться тому, как добиться власти сознания над похотями и прихотями. Я решил, каждый день совершать, как минимум, пять поступков вопреки своим вожделениям, …и за нарушение этого правила установил штраф размером в десять копеек” (там же 1, с.9).

“Подлинная разница между праведником и нечестивцем, — говорил ученикам р. Йерухам, — заключается вовсе не в том, что один выполняет заповеди, а другой грешит, — ведь и праведник может, оступившись, совершить грех, и нечестивец способен при благоприятных обстоятельствах выполнить столько заповедей, сколько зерен в плоде граната. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вожделениям, заставляющим его согрешить, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними” (Алей шур 2, с.182).

Р. Йерухам учил, что именно в таком, свойственном праведникам, служении Всевышнему — с приложением всех своих сил — “заключается секрет всех чудес”. По утверждению р. Йерухама, “когда человек самоотверженно служит Творцу, вкладывая в выполнение заповедей все свои силы, до последнего естественного предела, он достигает уровня сверхъестественного и удостаивается чудес” (Даат хохма умусар 1,гл.1,3).

Высшей точкой духовного развития человека должен быть, по мнению р. Йерухама, добровольный выход за пределы свободы выбора — когда сердце праведника настолько охвачено любовью к Всевышнему и трепетом перед Ним, что при принятии решений уже не учитываются варианты, связанные с нарушением Его воли. “Цель свободы выбора — достигнуть такого уровня, на котором человек “вынужден” творить только добро”, — говорил р. Йерухам (Алей шур 2, с.102).

Р. Йерухам Лейвович из Мира умер в 5696 /1936/ году.

Записи его бесед были собраны учениками в книгах Даат хохма умусар (“Учение мудрости и морали”) и Даат Тора (“Учение Торы”).

С разрешения издательства Швут Ами

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?