Из цикла «Хроника поколений», темы: Самопожертвование, Пророчество, Пророки, Эсав, Александр Кац, Богобоязненность, Овадья
Овадья (עובדיה ум. в 3043 году /717 г. до н.э./) — пророк в период Первого Храма.
Гер из Эдома, страны потомков Эсава (Санхедрин 39б; Танхума, Тазриа 8; Ваикра раба 18:2; Раши, Овадья 1:1).
В Танахе о нем сказано: «Овадья был очень богобоязнен» (I Мелахим 18:3). А в Талмуде подчеркивается, что даже про праотца Авраама (см.) в Торе сказано просто «Теперь Я знаю, что ты богобоязнен» (Берешит 22:12), но не добавлено «очень», как по отношению к Овадьи (Санхедрин 39б).
Учился у пророка Элияу (см.) (Седер адорот 3021; Оцар ишей аТанах, Овадья).
После того, как в 3021 году /739 г. до н.э./ над северным царством — Израилем — воцарился Ахав, взявший в жены дочь финикийского царя Изэвель, Овадья стал главным смотрителем царского дворца в Шомроне (Самарии) (I Мелахим 18:3, Мецудат Давид; Седер адорот).
В период трехлетнего голода, наступившего по предсказанию Элияу в качества кары за грехи царя Ахава, идолопоклонница Изэвель повелела убить всех пророков Б-га. Но Овадья сумел спрятать сто пророков в двух пещерах, по пятьдесят в каждой, и кормил их (I Мелахим 18:3-4, Раши; Седер адорот). В те годы было крайне трудно обеспечить пищей такое количество людей, а еще труднее — водой. И хотя Овадья был очень состоятельным человеком, он растратил на пропитание пророков всё свое состояние, и вынужден был брать деньги взаймы (ИТ, Пэа 1:1; Шмот раба 31:4).
В заслугу спасения пророков Овадья удостоился дара пророчества (Санхедрин 39б), хотя, как правило, этого высочайшего духовного уровня способны достичь только те, кто рожден в еврейской семье (Раши).
В пророческой книге Овадьи предсказано конечное избавление еврейского народа и гибель потомков Эсава.[1]
В Талмуде переданы слова Творца: «Пусть придет Овадья, живший среди двух нечестивцев (имеются в виду Ахав и Изэвель) и не научившийся их поступкам, и изречет пророчество о нечестивце Эсаве, который жил среди двух праведников (подразумеваются Ицхак (см). и Ривка) и не научился их поступкам» (Санхедрин 39б, Раши).
Предсказание Овадьи начинается со слов: «Так сказал Г-сподь Б-г об Эдоме» (Овадья 1:1). И далее передано грозное предостережение, обращенное к Эсаву и его народу: «Из-за разорения брата твоего, Яакова (здесь предсказано разрушение Второго Храма; Радак), покроет тебя стыд, и ты будешь истреблен навсегда. …Ведь близок день Б-жьего [суда] над всеми народами: как поступал ты, так поступят с тобой, то, что ты заслужил, обратится на твою голову» (там же 1:10 и 1:15).
А для еврейского народа в тот грозный час «спасение будет на горе Сион, и станет она святыней, и получит народ Яакова во владение свое наследие. И будут потомки Яакова огнем, и потомки Йосефа — пламенем, а народ Эсава — соломой, и не будет уцелевшего в народе Эсава» (там же 1:17-18).
Тогда «изгнанное войско сынов Израиля …унаследует города Негева (т.е. места, где первоначально жили потомки Эсава; Раши), и взойдут спасенные на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и царство будет у Б-га» (там же 1:20-21).
Только пророк Овадья, происходивший из потомков Эсава, в точности и в подробностях знал о том, как в будущем Творец поступит с потомками Эсава, — но от остальных пророков эти подробности были скрыты (Зоар 1, 171а).
Пророк Овадья умер в 3043 году /717 г. до н.э./, одновременно с царем Ахавом (Зоар хадаш, Рут 82г).
[1] Согласно еврейской традиции, потомками Эсава-Эдома являлись римляне, разрушившие Храм и изгнавшие евреев со Святой Земли. А наследниками римской цивилизации стали христианские народы, истреблявшие и преследовавшие сынов Израиля в течение многих столетий (см. Радак и Мальбим, Овадья 1:1).
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте: обзор темы Что такое пророчество и кто такой пророк?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?