Из цикла «Хроника поколений», темы: Яаков, Ицхак, Обман, Эсав, Рав Александр Кац
Яаков вошел к отцу «против своей воли, сгорбившись и в слезах» — но он не мог преступить волю Б-га (Берешит раба 65:15, Раши; Ор ахаим, Берешит 27:8). А когда, заподозрив подмену, отец спросил: «Кто ты, сын мой?», Яаков ответил: «Я — твой первенец, Эсав» (Берешит 27:18—19). В мидраше объяснено, что на самом деле, отвечая отцу, он подразумевал следующее: «(Это) я, (а) твой первенец — Эсав». Слово «я» намекало также на то, что в будущем именно потомкам Яакова, а не Эсава будут даны десять заповедей, которые начинаются со слов «Я — Б-г». И хотя Ицхак понял его ответ в прямом смысле, со стороны Яакова это не было ложью (Берешит раба 65:18, Эц Йосеф).
И даже когда отец ощупал руки Яакова, он не смог различить обмана, поскольку Ривка предусмотрительно обернула руки сына шкурками козлят — и его руки казались такими же волосатыми, как у Эсава. И еще раз спросил отец: «Ты ли это, сын мой Эсав?!». И когда Яаков вторично ответил: «Я», Ицхак произнес свое благословение: «…Будут народы служить тебе, и поклонятся тебе нации. Станешь ты господином над своим братом. …Проклинающий тебя будет проклят, а благословляющий тебя — благословен» (Берешит 27:21—29). Получив благословение отца, Яаков сразу же ощутил сияние духовного света и почувствовал необыкновенный прилив физических сил (Пиркей дераби Элиэзер 32).
От Ицхака было скрыто, кто находится перед ним, чтобы он благословил Яакова по неведению — как бы не от себя, а от Б-га. И поскольку отец хотел передать Эсаву то, что с Небес предназначалось Яакову, Творец повернул события таким образом, чтобы Яаков получил свою долю (Зоар 1, 139а, 143б).
Как только Яаков покинул шатер отца, туда сразу же вошел Эсав. Обнаружив обман, Ицхак «содрогнулся в великом ужасе», но в тот же миг он постиг в пророческом озарении, что это благословение не сможет перейти ни к кому иному, кроме Яакова и его потомства, и подтвердил: «Пусть же будет он (т.е. Яаков) благословен!» (Берешит 27:33, Рамбан). Отец сказал Эсаву: «Пришел твой брат и с умом взял твое благословение» (Берешит 27:35). И стало ясно, что за «обман» будет наказан не Яаков, а Эсав, который в течение долгих лет вводил отца в заблуждение, скрывая от него свое истинное лицо. А Яаков лишь способствовал тому, чтобы исправить последствия многолетнего лицедейства Эсава и восстановить истинное положение вещей (Ялкут Шимони, Толдот 115; Михтав меЭлияу 1, с. 94—95).
И поскольку основными качествами Яакова были правдолюбие и стремление к истине, все его испытания заключались в том, что ему приходилось, выполняя волю Творца, действовать на грани лжи и обмана, — подобно тому, как праотец Авраам, основным качеством которого было милосердие (хесед), должен был в своих десяти испытаниях совершать поступки, выглядевшие как проявления жестокосердия. И подобно праотцу Аврааму, Яаков должен был совершать чуждые своей природе поступки исключительно во имя Небес, ни на йоту не примешивая к ним никаких личных мотивов (Михтав меЭлияу т. 3, с. 155, т. 4, с. 19—20, т. 5, с. 113—114).
с разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?