Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся еврейский издатель и библиограф

Раби Нафтали бар Ицхак Кац (5402—5479 /1642—1719/ гг.) — законоучитель и кабалист.

Прямой потомок Маараля из Праги (см.).

Родился в г. Остроге на Волыни. Его дед, р. Нафтали Кац, был главой раввинского суда г. Люблина, а отец, р. Ицхак, — даршаном (проповедником) в Праге и Люблине.

Во время казацкого восстания 5408 /1648/ года шестилетний Нафтали был захвачен в плен татарами, союзниками Богдана Хмельницкого. Позднее ему удалось бежать — вернувшись к евреям, он посвятил все свое время и силы изучению Торы.

Был раввином в Остроге, затем в течение пятнадцати лет в Познани, и, наконец, во Франкфурте на Майне.

Р. Нафтали Кац был общепризнанным главою кабалистов своего поколения, он прославился также как целитель и чудотворец — многим страждущим он вручал написанные им камеи (кабалистические амулеты), способствующие скорому излечению от недугов.

Сохранились свидетельства, что р. Нафтали в полной мере осуществлял знаменитое высказывание из трактата Авот: «Таков путь Торы — хлеб с солью ешь и воду пей, спи на земле… и трудись над Торой» (6:4). Он действительно питался лишь хлебом и водой, причем в самых скудных количествах, спал на голом полу, подложив камень под изголовье — в полночь он поднимался и до рассвета пел сложенные им самим духовные гимны, изливая душу перед Всевышним (Праким бетолдот Исраэль).

В 5464 /1704/ году во франкфуртской типографии был опубликован его трактат Смихат хахамим (Посвящение мудрецов), прославивший имя автора. В первой части трактата приведено уникальное исследование «стыков» — мест сопряжения между трактатами Талмуда. Автор прослеживает, каким образом каждый из трактатов тематически «перетекает» в последующий, а также разъясняет, почему трактаты Талмуда расположены именно в данной последовательности. Во второй части книги приведены подробные комментарии к трактату Брахот, которым открывается Талмуд.

Его перу принадлежит также ряд важных кабалистических сочинений. Наибольшей известностью пользуется трактат Пей йешарим (Уста прямодушных), в котором исследуются глубинные смысловые пласты всего одного, первого, слова Торы: «Берешит» (В начале).

Двадцать четвертого тевета 5471 /1711/ года, на седьмой год его пребывания во Франкфурте, в его доме возник пожар: огонь быстро распространялся, и сгорело более пятисот домов в еврейском квартале. Городские власти обвинили р. Нафтали в том, что причиной пожара стали его «кабалистические чары» — он был арестован, но ему удалось бежать из тюрьмы.

После длительных скитаний р. Нафтали поселился в Праге и преподавал там в ешиве, основанной р. Давидом Оппенгаймом (см.), главным раввином Праги и всей Богемии. Затем р. Нафтали возвратился в Острог, где к этому времени общину возглавил его сын р. Бецалель Кац.

В последний год своей жизни р. Нафтали отправился в Землю Израиля, намереваясь провести там остаток дней. Он умер в пути, достигнув Стамбула, двадцать четвертого тевета 5479 /1719/ года — ровно через восемь лет, день в день, после трагического франкфуртского пожара.

Его зятем был сын знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха (см.) — по этой родовой линии его прямыми потомками были основатели и духовные руководители движения «хасидей Белз».

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?