Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскетизм, Хасидизм, Хасиды, Александр Кац, Любовь к ближнему
Раби Авраам-Йеошуа-Эшиль бар Шмуэль из Апты (Охев Исраэль; 5515—5585 /1755—1825/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Учился у р. Элимелеха из Лиженска (см.) и р. Йехиэля-Михла из Злочева (см.).
Был раввином в галицийском городе Апта, а затем в румынском городе Яссы.
После смерти р. Баруха из Меджибожа (см.), последовавшей в 5571 /1810/ году, р. Авраам-Йеошуа возглавил хасидскую общину Меджибожа.
Р. Авраам-Йеошуа из Апты был выдающимся рассказчиком, знавшим множество притч и хасидских историй. Тысячи хасидов приходили к нему за советом и наставлением.
В отличие от большинства хасидских праведников, предельно ограничивающих свои потребности, р. Авраам-Йеошуа много и сытно ел, объясняя: «Кушать досыта — одна из заповедей Торы, ведь в ней дважды повторено: “Будешь есть и насытишься…” (Дварим 8:10; 11:15)».
Хасиды утверждали: своей обильной едой р. Авраам-Йеошуа стремился показать всему народу Израиля, что не следует истязать свои тела, пренебрегая едой и другими естественными потребностями организма. Он с негодованием обрушивался на тех «цадиков», которые в целях исправления накладывали на своих последователей многочисленные посты и другие аскетические ограничения. «Как я могу получать удовольствие от еды и питья, — сетовал р. Авраам-Йеошуа, — если я знаю, что другие евреи истязают свой организм постами?! Как я могу наслаждаться сном, если знаю, что другой еврей, стремясь искупить свой грех, лежит на холодной земле, подложив под голову камень?!».
По поводу постов, установленных в память о бедах, постигших народ Израиля, р. Авраам-Йеошуа говорил: «Мало того, что мы скорбим о прошлых несчастиях, так нам еще добавляют новые — мы должны истязать постом свое тело. …Если бы духовные лидеры поколения меня поддержали, я бы отменил все посты… кроме Девятого ава и Йом кипура. В день, когда был разрушен Храм, никто и сам не захочет есть; и в день прощения и искупления — кто вспомнит о пище?!» (Сарей амеа 4:16).
Среди его учеников был р. Моше Тейтельбойм (Исмах Моше; см.), ставший духовным лидером венгерских хасидов.
Р. Авраам-Йеошуа-Эшиль из Апты умер пятого нисана 5585 /1825/ года. Он завещал, чтобы на его могильном камне высекли всего один титул: Охев Исраэль (Любящий евреев).
Его рукописи были опубликованы его внуком под тем же названием — Охев Исраэль. Эта книга приобрела широкую популярность.
с разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?