Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография выдающегося хасидского наставника, раввина и цадика Раби Менделе из Римонова

Раби Менахем-Мендл бар Йосеф (р. Менделе из Римонова; 5505—5575 /1745—1815/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в Галиции. По материнской линии происходил от прославленных мудрецов — р. Давида Алеви (Таза; см.), комментатора кодекса Шульхан арух, и р. Натан-Нете Шапиро (см.), автора кабалистического трактата Мегале амукот (Открывающий глубины).

Учился у хасидских праведников р. Шмуэля-Шмелке из Николсбурга (см.) и р. Элимелеха из Лиженска (см.).

В течение некоторого времени занимался в Берлине под руководством выдающегося законоучителя р. Йосефа Теомим (При мегадим; см.), который преподавал в доме учения, основанном берлинским богачом и филантропом р. Даниэлем Яфе.

По завершении периода ученичества р. Менахем-Мендл возглавлял хасидские общины в галицийских городках Пристоке и Римонове.

Обладая чрезвычайно сострадательным сердцем, р. Менделе жертвовал все свои средства на нужды благотворительности, в то время как члены его семьи довольствовались водой и хлебом. Рассказывается, что однажды он вручил бедняку крупную сумму денег, но затем, как только тот вышел, вернул его и вручил ему еще такую же сумму. На вопрос родных, почему он действовал таким образом, р. Менделе разъяснил: «Когда этот бедняк рассказал мне о своих бедах и невзгодах, мне стало жалко его, и в первый раз я дал ему деньги лишь для успокоения своей совести — а не ради выполнения заповеди. И только во второй раз я дал ему деньги, чтобы выполнить заповедь, предписывающую помогать бедным» (Сарей амеа 4:12).

Следуя примеру своих наставников, р. Менделе уделял особое внимание изучению Талмуда. Каждый день он стремился выучить не менее восемнадцати листов талмудического текста с классическими комментариями — и если в какой-то день ему не удавалось выделить время, на следующий день он изучал двойную норму (Гдолей адорот).

По свидетельству современников, на его рабочем столе всегда находился кодекс знаменитого испанского мудреца р. Ицхака Альфаси (РИФа; см.), на протяжении всей жизни р. Менделе углубленно изучал эту книгу и знал ее наизусть — выдающиеся хасидские праведники, знавшие историю каждой человеческой души, утверждали, что р. Менделе был одним из воплощений души Рифа (Сарей амеа 4:12).

Р. Менделе подчеркивал преемственность хасидизма, ставшего прямым продолжением многовековой еврейской традиции.

«Хасидизм не пришел для того, чтобы, не дай Б-г, изменить лицо иудаизма, что-нибудь прибавив к нему или убавив от него что-нибудь, — говорил р. Менделе. — Хасидизм лишь стремится внести в еврейскую традицию тепло, сердечный пыл и воодушевление, очищающие человека и приводящие его к подлинному служению» (там же 4:13).

Ко «двору» р. Менделе, в Римонов, приходили тысячи хасидов, многие из которых уже сами были лидерами хасидских общин. Среди его ближайших учеников был р. Келонимус-Кальман из Кракова (см.), автор книги Маор вашемеш (Светило и солнце), ставшей классикой хасидизма.

«Когда наставник открывал уста и начинал говорить о Торе, — вспоминал один из учеников, — все вокруг замирали, ловя каждое его слово. Все слушатели сознавали, что приобщаются к сокровенным тайнам Торы, о которых раньше никто не слышал. Каждый воспринимал его речи в соответствии со своим духовным уровнем и силой ума, …но постигнуть их до конца мог только тот, кто сам пережил озарение свыше» (Гдолей адорот).

В 5572 /1812/ году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, р. Менделе, собравшись вместе со своими друзьями — выдающимися праведниками р. Исраэлем Офштейном (Магидом из Кожниц; см.) и р. Яаковом-Ицхаком Гурвицем (Хозе из Люблина; см.), молился о том, чтобы эта война привела к избавлению евреев из изгнания — но их просьба была отвергнута, потому что, по мнению Небесного Суда, поколение оказалось не достойным освобождения (Сарей амеа 4:9).

Р. Менахем-Мендл из Римонова умер девятнадцатого ияра 5575 /1815/ года (в том же году умерли и оба его соратника по совместной молитве, Магид из Кожниц и Хозе из Люблина).

Духовное наследие р. Менделе из Римонова представлено книгами Менахем Цион (Утешитель Сиона) и Диврей Менахем (Речения Менахема).

с разрешения издательства Швут Ами

Краткая биография Раби Ицхака Альфаси (РИФа), великого мудреца и законоучителя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?