Темы: Рахель, Еврейские знакомства, Знакомства, Какую пару искать, Сара, Лея Трахтенберг, Чувства и разум, Ривка
Шалом! Я не замужем, и меня интересует такой вопрос: как наши Праматери (Сара, Ривка, Рахель) поняли кто их вторая половина? Ведь вторая половинка приготавливается Ашемом еще до рождения человека, как понять, что этот человек именно он?
Уважаемая Н,
Вы задаёте очень необычный вопрос: насколько мы можем опираться на опыт наших праматерей в выборе мужей?
Начнём с нашей пра-праматери Хавы (жены Адама, первого человека). Она не принимала участия в поиске и выборе своей половины. После испытаний (когда она поддалась на обман змея), Хава получает от Всевышнего свойство, которым пользуются все «настоящие» женщины — бина йетэра, — интуицию и проклятие — лэ-ишех тшукатэх — «влечение к своему мужу».
Эти две «силы» — интуиция и влечение — изначально лежат в основе женской деятельности, направленной на поиск мужа. Если эти «силы» направляются разумом (сэхель — а в ситуации такого поиска он часто даёт сбои…), дополняются помощью и поддержкой родителей, раввинов, подруг, т.е. опытных специалистов по анализу внутренних достоинств человека, его духовных достижений, то поиск заканчивается свадьбой, после которой начинается любовь между супругами. (Как мы помним, Ицхак сначала взял Ривку в жёны, а потом полюбил, т.е. оценил те её душевные и духовные качества, которыми обладала его мать Сара и которые вернули в шатёр чудеса, исчезнувшие со смертью Сары).
Чувства, от которых жизнь наполняется радостью, красками и мечтами, непременно чередуются с другими чувствами — разочарования, неудовлетворённости, раздражения. Поэтому наши праматери не строили (и мы не строим) свои планы, основываясь только на интуиции. Определяющим критерием было и остаётся — уважение, которое вызывает человек, его духовные качества, богобоязненность.
Шидухим наших праматерей и праотцев совершались только в одной «расширенной» семье, где происходил обмен информацией (кто кого родил; кто кому предназначен: Рахель —Яакову, а Лея — Эсаву). Так что в берурим (выяснении, сборе информации о женихе) наши праматери не нуждались.
Так же было и с Ривкой — конечно, ей не нужно было объяснять, кто такие Авраам и его сын Ицхак. Тем более, Элиэзер повторяет: это — «знак от Всевышнего». Т.е. не юный возраст Ривки, не «легкомыслие» (не дай Б-г) подтолкнули её принять решение, а уважение к внутренним достоинствам Ицхака…
У наших матерей было очень развито ещё одно свойство — вера (эмуна) в ашгаха пратит — особый «присмотр» Всевышнего. Например, молитвы (от слёз, пролитых во время молитвы, стали «слабыми» глаза Леи) смогли изменить судьбу Леи, и она тоже стала женой Яакова. Потом Лея «подарила» рождение одного из своих сыновей Рахели, родив вместо него дочь, Дину.
К сожалению, у нас, в отличие от наших праматерей, нет руах а-кодэш (способности к пророческому видению). И нашим женихам и мужьям не услышать, как услышал Авраам: «Всё, что скажет тебе Сара, — слушайся голоса её…» (Бэрейшит 21, 12). Поэтому мы должны долго и упорно работать, чтобы доказать себе и другим, что «я» — половина того, кого выбираю, а НЕ НАОБОРОТ. Тот, кого я выбираю, должен упорно работать, чтобы мне «подойти». И отсюда моё пожелание: чтобы подготовить себя к шидуху с человеком, обладающим высоким духовным потенциалом и качествами, надо самой обладать такими же качествами, чтобы с Б-жьей помощью, интуицией и молитвой как можно успешнее реализовать себя в качестве эзер кэ-нэгдо — «подмоги, соответственной ему» (Бэрейшит 2,18).
С уважением, Лея Трахтенберг
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону