Темы: Женщина, Предохранение от беременности, Мирьям Климовская, Положение женщины в обществе, Алименты
Шалом! Мой вопрос, наверно, не один раз в жизни задавала себе каждая женщина. Дело в том, что женщине живется гораздо тяжелее мужчины, и мне очень интересно, что говорит Тора о страданиях женщин, ведь:
1) почти у всех женщин каждый месяц бывают менструации и помимо гигиенически неприятных особенностей, сопровождающих эти дни, женщины (не все, но многие) страдают от сильной болезненности этого явления (некоторые даже в обморок падают);
2) радость стать родителем с появлением ребенка получают и женщина, и мужчина, но мужчина участвует только в самом приятном моменте этого чуда, а женщина страдает от токсикоза, ходит с некрасивым большим животом, ужасно мучается во время родов, теряет трудоспособность на некоторое время (последние месяцы беременности + декрет), ухудшается фигура, если вдруг что — остается одна с ребенком, папа которого в лучшем случае будет платить алименты и брать на выходные;
3) еще я прочитала на сайте, что «как правило, меры для предохранения разрешается принимать женщине, а не мужчине» — почему и здесь несправедливость??? Ведь мужчина должен оберегать любимую жену, у которой от гормональных контрацептивов могут возникнуть побочные явления (тошнота, мигрень, выпадение волос), тогда как с мужчинами от использования презерватива ничего не случается… Возможно, я немного обобщила и где-то преувеличила, но тем не менее вопрос имеет место быть. Спасибо большое! Л.
Уважаемая Л.!
Вы удивительно точно перечислили большинство аспектов проклятия, данного Творцом нашей праматери Хаве. Попробуем прочитать текст Пятикнижия и сравнить с тем, что упоминается в Вашем вопросе.
«Жене сказал Он: Премного умножу муку твою и беременность твою, в мучении будешь рождать детей. И к мужу твоему вожделение твое, он же будет властвовать над тобой» (Берешит 3:16). Эти емкие стихи содержат практически всю объективную информацию, приведенную Вами: мучения, связанные с женским репродуктивным циклом, беременностью и родами, а также воспитанием детей (впрочем, этих мучений с лихвой хватает обоим родителям); «неравенство» супругов в интимных потребностях (с одной стороны, женщина хочет близости, а с другой — инициатива и гарантированное удовольствие принадлежат мужчине). Но и у мужчины хватает страданий: например, «В поте лица своего есть будешь хлеб» (Берешит 3:19) актуально и в наше время. Просто теперь «равноправие» полов привело к тому, что женщина, помимо своего проклятия, тянет на себе еще и мужское… Всегда же обеспечением семьи занимался именно мужчина, и даже теперь, по словам известного специалиста по шлом-байт (семейному миру) рава Симхи Коэна, мужчина гораздо больше жены беспокоится о достатке, даже если зарабатывает в основном она. Но в любом случае сравнивать, чье проклятие тяжелее, не стоит: во-первых, это абсолютно бесполезное занятие, а во-вторых, логично, чтобы тяжелее было женщине — ведь она нарушила запрет есть плоды Дерева Познания и подтолкнула к этому мужа, а хотэ у-махти — тот, кто грешит сам и подбивает к греху других — подлежит гораздо более суровому наказанию, чем тот, кто только грешит (хотэ).
Все же остальные «несправедливости», перечисленные Вами, являются таковыми в субъективном восприятии. Так ощущают далеко не все. Например, изменения в женской фигуре во время беременности очень многих не только не отталкивают, но и придают будущей матери особое очарование. Потеря трудоспособности в этот период позволяет женщине больше внимания уделить заботе о себе, побаловать себя и вспомнить о своих основных обязанностях — приводить в мир новые души и обеспечивать их всем необходимым, и в первую очередь — здоровой и жизнерадостной мамой. Останется ли женщина одна с ребенком, напрямую зависит от культуры и морали общества, в котором она живет. Там, где мужчина осознает свою ответственность за благополучие семьи, он не будет относиться к браку как к одноразовому мероприятию, призванному удовлетворить его потребности, и не сбежит при первых же трудностях. А есть культуры, где женщина в случае развода лишается всех прав на собственных детей, но вряд ли такая «свобода» ее радует больше, чем вариант остаться одной с детьми…
Отдельно остановимся на вопросе предохранения от беременности. Прежде всего, запрет для мужчины пользоваться презервативом вызван не тем, что он обладает «бОльшими» правами, а как раз наоборот: заповедь «плодитесь и размножайтесь» дана именно мужчине, поэтому ему строжайше запрещено производить активные действия, призванные помешать этому процессу. Какое отношение эта заповедь имеет к женщине — тема для отдельного разговора, нас же интересует практический вывод: если есть необходимость препятствовать наступлению беременности, это должна делать женщина, разумеется, получив разрешение компетентного раввина. Но надо учесть еще один момент: предохранение от беременности всегда противоречит женской природе и вредит ей, будь то привнесение в ее организм искусственных гормонов, или же, наоборот, лишение ее ценнейших веществ, содержащихся в мужском семени, при использовании барьерных методов. Оценка вреда, который может нанести женщине беременность или тот или иной вид контрацепции, — личное дело каждой конкретной супружеской пары, после того как супруги получили разрешение раввина и посоветовались с лечащим врачом женщины.
В заключение хочу напомнить, что согласно еврейскому мировоззрению, трудности и испытания — неотъемлемая часть жизни каждого человека и необходимое условие духовного роста. У каждого человека они свои — соответствующие его предназначению, индивидуальные, как индивидуальны и обстоятельства его жизни. Одно из условий успешного преодоления испытаний — научиться воспринимать их не как досадную ошибку, а как путь к счастью.
Желаю Вам успешно преодолевать все неизбежные трудности и видеть хорошую сторону жизни.
С уважением, Мирьям Климовская
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону