Темы: Еврейская женщина, Женщина, Предохранение от беременности, Мирьям Климовская, Материнство
Шалом! У меня вопрос по поводу рождения детей. У меня двое деток, старшей 2,3, а младшей 5 мес. Я хочу еще (КОНЕЧНО ЖЕ!). Меня интересует, можно ли уже беременеть? Не будет ли это неправильно по отношению к старшим детям? В плане недостаточного внимания и т.д.? Еще мы не очень богаты. У нас есть и свой дом, и машина, но, как бы это сказать, мы не можем себе многое позволить, например, хороший отдых, дорогую одежду. Правильно ли в таких обстоятельствах рожать много детей? R.
Уважаемая R.!
Очень радует, что Вы, имея двух маленьких детей, уже мечтаете о «следующих». К сожалению, это естественное для любой женщины чувство в наше время у многих основательно притупилось, в основном, благодаря принятым в современном обществе установкам.
Сразу надо оговориться: вопрос о рождении детей или предохранении от беременности — галахический и ответить на него может только раввин, получивший право отвечать на такие вопросы после соответствующей подготовки. Мы можем только дать приблизительное представление о традиционном еврейском взгляде на этот вопрос.
Еврейское мировоззрение рассматривает возможность дарить жизнь новым поколениям и воспитывать их в соответствии с заповедями Торы как величайшую привилегию еврейской женщины и возможность максимальной самореализации для нее. Это не значит, что в жизни матери не должно быть никаких других занятий и интересов, кроме детей, но ей надо выстроить для себя четкую систему приоритетов, определив, что из этих занятий главное, а что — второстепенное и подчинено главному. (Интересно, что и в системе ценностей светских людей семья и дети, как правило, занимают самое важное место, но в повседневной жизни большинство ведет себя так, будто главным для них является другое: карьера, деньги и т.д.)
К сожалению, некоторые распространенные ошибочные воззрения иногда оказывают влияние и на людей, живущих по Торе. Одно из них: что дети, якобы, являются собственностью родителей, и тем принадлежит право решать, кому из детей родиться, а кому — нет. В соответствии с мировоззрением Торы не только жизнь детей, но и наша собственная жизнь не принадлежит нам в полной мере: мы получили свое тело «напрокат» как средство для выполнения цели, ради которой были сотворены. Соответственно, мы обязаны беречь его и заботиться о нем, чтобы оно максимально эффективно служило этой цели, но при этом не должны увлекаться и полагать, что поддержание существования тела — это и есть главная цель. И, конечно же, мы не имеем права лишать себя жизни. И тем более — наших детей. Мы не можем самовольно распоряжаться их жизнью и воспитанием, а должны постоянно сверять свои действия с эталоном Торы.
Что же касается другого распространенного заблуждения — что детей надо «заводить по средствам», повторюсь и процитирую известного лектора рава Нахума Диаманта. Он сравнил такой взгляд с взглядом на приобретение мебели: у нас есть/нет столько-то свободных метров в квартире и столько-то лишних денег на счету, поэтому мы можем/не можем позволить себе купить новый диван. Даже события, не имеющие отношения к рождению детей, опровергают такое представление: нередко бывает, что, казалось бы, тщательно выверенные планы резко меняются из-за непредвиденных обстоятельств. Религиозному человеку в этом смысле живется намного спокойнее: он знает, что всем в этом мире управляет Всевышний, а мы обязаны только приложить максимум усилий, чтобы, в соответствии с обстоятельствами, как можно лучше выполнить Его волю. А если мы не знаем, в чем заключается Его воля (например, не повредит ли новая беременность здоровью матери или благополучию семьи), то наша обязанность — обратиться к раввину, уполномоченному решать такие вопросы, описать ему всю ситуацию и затем следовать его указаниям.
Желаю Вам скорейшего разрешения сомнений, здоровых и праведных детей и семейного счастья!
С уважением, Мирьям Климовская
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону