«Сделает тебя Всесильный таким, как Эфраим и как Менаше» (48:20). Как известно, Тора — это не книга рассказов. В святом Зоаре (ч. 3, 152 а) сказано: «Да раздуется дух тех, кто думает, будто Тора пришла, чтобы рассказывать истории. Но как у человека есть одежда, благодаря которой он украшается и преподносит себя людям, и эта одежда покрывает тело, но главное — душа внутри него, так и с Торой: рассказ подобен одежде, покрывающей тело. Он скрывает смысл, урок и наставление. Главное же — это внутренняя душа, тайны Торы, сокровища мудрости Каббалы. И все верхние света зависят от каждой буквы Торы».
К чему все это сказано? Святая Тора сочла уместным поведать нам подробную историю о том, как Эфраим и Менаше, сыновья Йосефа, приняли свои благословения. Менаше был первенцем, и Йосеф поставил его с правой стороны от отца, а младшего Эфраима — с левой. Глаза у нашего праотца Яакова уже утратили остроту зрения, и он поменял руки местами. Левую он положил на голову Менаше, а правую — на голову Эфраима. И когда Йосеф захотел переместить левую руку отца с головы Менаше на голову Эфраима, Яаков ответил: «Знаю, сын мой, знаю», что Менаше является первенцем. «Он тоже станет народом и тоже достигнет величия, но его младший брат станет больше него, и потомство его будет полчищем народов». Он благословил их и в этом поставил Эфраима впереди Менаше: «Тобой будет благословлять Израиль, говоря (т. е. желающий благословить своих детей скажет): да сделает тебя Всесильный таким, как Эфраим и как Менаше».
Следует разобраться: почему святая Тора передает нам это событие, и зачем Всевышний написал об этом в Торе? Чему это нас учит и в чем наставляет? Каков посыл этой истории?
Это прояснил святой гаон раби Йеуда Бирдуго из Мекнеса в Марокко в книге «Маим Амуким». Он был другом святого автора комментария «Ор а-Хаим» к Торе.
Эфраим и Менаше представляют два пути в служении Всевышнему. Менаше был первенцем, а в ту пору служение и жертвоприношения исполнялись первенцами. Что же касается Эфраима, о нем мудрецы говорят, что он привык сидеть с Яаковом и заниматься учением. Когда Яаков заболел в стране Гошен, Эфраим пошел к своему отцу в Египет и сообщил ему об этом.
Следовательно, здесь было идейное разногласие. Кто выше? Совершающий священное служение или изучающий Тору? И по этому вопросу был постановлен закон. Гмара (Орайот 13 а) толкует выражение «Она (Тора) дороже жемчуга» — даже меньший среди народа Израиля, занимающийся Торой, значительнее первосвященника, входящего в святая святых.
Нам невозможно даже вообразить величие Аарона. Однако Моше Рабейну — столп Торы, передавший ее в наследие народу, — стоит еще выше! Он является «человеком Б-жьим». Гмара (Брахот 34 б) говорит, что служащий Творцу подобен рабу перед царем, а изучающий Тору — министру.
Поэтому Яаков сказал Йосефу: «Знаю, сын мой, знаю. Он тоже станет народом и тоже достигнет величия». Несомненно, служение Творцу чрезвычайно важно, «однако его младший брат станет больше него». Ведь он представляет изучение Торы, и нет ничего ближе к Всевышнему. Ничто не обладает такой важностью для Него, как Тора.
Добавим к этому следующее: в изучении Торы каждое прочтенное слово — это отдельная повелительная заповедь. Хафец Хаим проделал рассчет: за одну минуту можно произнести двести слов. Следовательно, в час совершается свыше десятка тысяч заповедей, каждая из которых — дороже храмового служения. Поэтому закон непреложен: «Детей в учительском доме не отвлекают от Торы даже для строительства Храма, ибо Тора — важнее всех жертвоприношений».
Но и это еще не все. «Изучение Торы равносильно всем им [заповедям]». За каждое выученное слово Торы получают награду как за все 613 заповедей. Если сделать простой подсчет, это свыше семи миллионов заповедей в час!
Но и это еще не все. Так обстоит дело с тем, кто учится у себя дома. Но если человек выходит из дома, чтобы учиться, его награда умножается в пять раз (Шир а-Ширим Раба 8:16). Тогда получится около 35 миллионов заповедей. Если же он идет в синагогу, рабейну Йосеф Хаим пишет, что награда становится несравненно больше (Бнаяу, Таанит 11).
Но и это еще не все. В книге «Бен Иш Хай» (Шмот, 2-й год) рабейну Йосеф Хаим написал: «Каббалисты говорят, что воздействие от изучения Торы в шаббат в тысячу раз больше, чем в будние дни». Тогда получится 35 миллиардов заповедей за один час изучения Торы в шаббат, то есть свыше половины миллиарда в минуту!
Бросимся же все на уроки по Торе! (Майян а-Шавуа).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону