Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков упоминает праотцев, которые служили Творцу. Всевышний обещает, что скипетр не отойдет от рода Давида.

Нашими святыми праотцами Б-г управлял непосредственно, а не через ангела. Если мы и встречаем упоминание об ангелах, они предстают лишь как орудия этого управления, а не как сами управляющие. Авраам сказал своему рабу: «Б-г, Г-сподь Небес, Который забрал меня из дома моего отца, — Он пошлет ангела…» Истинным властителем, причиной всех причин, является только Б-г, а Он уже может, если сочтет нужным, послать ангела, который исполнит Его поручение. Именно это имели в виду наши мудрецы, когда сказали, что стих «Вот, Я посылаю ангела перед тобой…» означает: «Тот, Кто охранял отцов, будет охранять и сыновей». Не сказано: «Тот, кто наставлял…», — или: «Тот, кто управлял…» Речь идет всего лишь об охране, то есть, о конкретном задании, возложенном на ангела, которого Б-г послал Своей волей и Своим желанием. Поэтому и здесь наш праотец Яаков говорит: «Б-г, перед Которым ходили мои отцы, Авраам и Ицхак», — то есть, Тот, Кому они служили, именно Он Сам и есть «…Б-г, пастырь мой с юности моей и до сего дня», именно Он, Г-сподь всех господ, да будет благословенно Его имя! Ангел — это тот, кто «избавлял меня от всякого зла», посланник Б-га, а вовсе не Сам наставник Яакова, а потому и благословения Яаков просит не у него, говоря: «Б-г, пастырь мой… да благословит этих юношей».

О том, что Йеуда предназначен быть царем во всех поколениях (49:10)

Йеуда был главным среди братьев еще при жизни Йосефа, и все они следовали его указаниям. Писание прямо свидетельствует об этом: И сказал Йеуда: «Какая нам выгода?..» — «И послушались его братья». А затем, в разговоре с Яаковом после первого похода в Египет: И сказал Йеуда: «Предупредил нас человек этот…», «И сказал Йеуда Израилю, своему отцу: Пошли мальчика со мной…» — и даже Яаков прислушался к его предложению, а не к предложению Реувена. И примеров еще много: «И сказал Йеуда своим братьям…», «И подошел к нему Йеуда…», «А Йеуду послал перед собой…» — всегда Йеуда выступает главой остальных братьев. Когда евреи располагались лагерем в пустыне, лагерь Йеуды находился на первой и главной из сторон света — на востоке. Когда лагеря трогались в путь, именно лагерь Йеуды начинал движение первым. Когда главы колен приносили жертвы в честь освящения Мишкана, первым был Нахшон, сын Аминадава, глава колена Йеуды. Когда стих перечисляет глав колен, которые будут участвовать в разделе Земли Израиля вместе с первосвященником Элиэзером и Йеошуа бин Нуном, первым в списке идет: «От колена Йеуды — Калев бен Йефунэ». Во время войн за Землю Израиля Б-г всегда приказывал, чтобы Йеуда шел впереди всех. Когда делили Землю Израиля, первым наследный удел получил опять Йеуда. А когда царь Шауль провел подсчет своего войска, собираясь освобождать Явеш Гилъад, Писание говорит: «И было сыновей Израиля триста тысяч, а людей из колена Йеуды тридцать тысяч». Даже здесь колено Йеуды не включается в список остальных колен в силу своего исключительного положения. И когда царь Шауль пересчитывал войско, чтобы идти на войну с Амалеком, Йеуда тоже не вошел в число остальных колен: колено Йеуды было посчитано отдельно, а все остальные — вместе. Все это подчеркивает то, что Йеуда всегда стоял выше братьев.

Стих говорит о Йеуде так: «Не отойдет скипетр от Йеуды и законоучитель от ног его». Под «законоучителем» здесь, вероятно, понимается писец, сидящий у ног министра. А может быть, это слово является собирательным обозначением всех мудрецов, которые будут происходить из колена Йеуды.

И, несмотря на то, что первым царем был избран Шауль из колена Биньямина, власть всегда принадлежала Йеуде, по крайней мере, в том смысле, что его колено было самым уважаемым и ему охотно подчинялись остальные колена. А когда царская власть была передана Давиду и его потомкам, стих о том, что «не отойдет скипетр от Йеуды», был исполнен до конца. И даже когда после смерти царя Шломо царство разделилось, стих все равно продолжал действовать, потому что Йеуда все же продолжал царствовать, хотя и не над всем народом.

И затем, когда колено Йеуды было изгнано со своей земли и оказалось в Вавилоне, по-прежнему сбывалось предначертание стиха: «Не отойдет скипетр от Йеуды». Наши мудрецы сказали, что этот стих говорит о главах еврейских общин в Вавилоне. Они, разумеется, не имели в виду, что это пророчество ограничивается только ими, они лишь указали, что стих говорит и о них тоже, так что обещание, данное колену Йеуды, осуществляется и в изгнании.

Во время Второго Храма, когда царствовали Хашмонаи из колена Леви и когда именно они вели святые войны, в Иерусалиме все равно постоянно был властитель из колена Йеуды. Он был главой Санхедрина, о чем свидетельствует Йосеф бен Гурион (Иосиф Флавий). Здесь мы снова видим исполнение стиха «Не отойдет скипетр от колена Йеуды». Раби Моше Адаршан имел в виду именно это, когда сказал, что стих «Не отойдет скипетр от колена Йеуды» говорит о Лишкат агазит, зале заседаний Санхедрина, который находился в уделе Йеуды. А продолжение стиха «…и законоучитель от ног его» говорит о собрании старейшин, которые выносят постановления для всего Израиля, таком, как Великий Санхедрин который заседал в Лишкат агазит в уделе Йеуды. Когда стих из Писания говорит: «…и семьи законоучителей, сидящие в зале заседаний», — он имеет в виду, что старейшины и главы еврейского народа во всех поколениях тоже включены в стих «Не отойдет скипетр от Йеуды». Таким образом, получается, что обещание относится не только к царям: оно подразумевает, что руководство народом будет всегда осуществляться именно из зала заседаний Санхедрина, пока евреи находятся в Земле Израиля. А вторая часть стиха «…и законоучитель от ног его» говорит о времени изгнания и обещает, что и тогда цепь мудрецов из колена Йеуды не прервется, «пока не придет тот, кому принадлежит царство», то есть, Царь-Машиах.

Так происходит и в нашем долгом изгнании: и евреи Франции, и иерусалимские евреи, живущие теперь в Испании, ставят над собой начальниками и главами потомков царя Давида, исполняя тем самым стих «Не отойдет скипетр от Йеуды и законоучитель от ног его». Ведь большинство евреев, рассеянных теперь по многим странам, относятся к колену Йеуды! Так мы видим, что обещание, данное Йеуде, исполнялось и во времена нашего процветания, и в изгнании, и продолжает исполняться вплоть до сего дня.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?