«Каждый при знамени своем» (Бэмидбар 2, 2). Рассказывают, что один человек пришел к раву Моше-Хаиму Клейнману из Бриска, автору книги «Ор йешарим», и сказал: «Всевышний подарил мне сына милого и обходительного и дал мне заповедь воспитывать его и заботиться о его будущем. И мы знаем, что отец обязан обучить сына Торе, ремеслу и женить (Кидушин 29а). Прошу рава научить меня, каковы этапы воспитания, как продвигаться постепенно».
Ответил раввин:
Мы узнаем об этом из того порядка, в котором следуют друг за другом книги Пятикнижия. Внимай и слушай. Первая книга Торы — Берешит, там говорится о праотцах, иа то, что было с праотцами, будет и с их потомками. Первый человек был наказан за свой грех, поколение Потопа — за то, что извратило путь свой на земле, а жители Сдома — за свою греховность. Любовь наших святых праотцов к Всевышнему, их праведность, которая и была их наградой — таковы должны быть первые святые годы, они существуют для приобретения добрых свойств: любви к милосердию, трепета перед возмездием. Здесь особенно важен личный пример: «Дела отцов — знак для детей».
Следующая книга Торы — Шмот. Там говорится о даровании Торы и строительстве Мишкана (переносного Храма) для служения Всевышнему. Затем идет книга Ваикра, в ней говорится о жертвоприношениях, в соответствии с которыми позже были установлены молитвы. Это годы учебе в ешиве, когда мальчик учит Тору и продвигается в служении Всевышнему и в молитве, создает прочную основу для всей последующей жизни.
Только после этого идет книга Бэмидбар, где рассказано о передвижении евреев в пустыне. Они разбивали лагерь вокруг Мишкана, а во время переходов Ковчег Завета шел перед ними и выпрямлял их путь. Это значит: пропитание должно быть освящено Торой и, насколько возможно, связано с ней, с ее атмосферой.
И последняя книга Пятикнижия — Дварим. Это подведение итогов, возраст зрелости, когда есть возможность исправлять ошибки и идти вперед…
В нашем недельном разделе сказано, что у каждого колена было свое знамя — иного цвета, чем знамена других колен, со своим гербом. Потому что каждое колено имело особые свойства, черты, способности. По этой же причине каждое колено получило отдельное благословение, которое помогало ему максимально реализовать именно его возможности. Колено Ашера обрабатывало свою землю, а Зевулун добывал пропитание, плавая за море. Колено Шимона было сильно в воспитании, а Иссахара — в преподавании Закона. Гад был благословен мужеством, а Йеуда — властью. Это различные секторы общества, каждый максимально реализует свои таланты и возможности. Использует дары Создателя, чтобы преуспевать в своей области. Что объединяет все колена, что общего у всех этих секторов?
Тора отвечает на это: хотя каждое колено разбивает свой лагерь отдельно, в определенном ему месте, «каждый при знамени своем со значками отчего дома их да стоят сыны Израиля станом; поодаль от шатра соборного стоять им станом вокруг». Все лагеря обращены к общему центру — Мишкану, месту служения Всевышнему, к Ковчегу Завета, где находятся Тора и Скрижали! Это и есть «засов срединный» (Шмот 36, 33), то, что объединяет. Это центр и серединная линия, ось, вокруг которой «обращается» народ. Без этого они — разрозненные племена, фрагменты, утратившие связь между собой…
И это подобно строению человека: в его теле двенадцать основных органов (Маараль), и у него двенадцать основных свойств (Кдушат Леви). У каждого органа свое предназначение, свои свойства и работа. У каждого из них определенное место. В конечном счете — «Тора дана была не ангелам служения». Мы — люди и обязаны есть, пить и спать, работать ради пропитания и добывать свой хлеб — нам заповедано это делать, и за всё это мы получим награду. При одном условии — что у каждого действия и свойства будет свое место, как у каждого колена Израиля в стане. Как сказал Коэлет (3, 1): «Всему свое время, и свой срок всякой вещи под Небесами». И еще: «от шатра соборного стоять им станом вокруг» — мы должны знать, что есть ось, вокруг которой вращается все, центр, к которому все обращено: центр нашей жизни, ось, вокруг которой эта жизнь вращается! Мы должны знать, что всё — кожура, скрывающая истинный плод: сосредоточенную молитву, свет Торы и радость субботы (Маайан а-Шавуа).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону