«А левиты встанут вокруг храма свидетельства» (2:53). Рассказывает рав Галинский.
Однажды меня попросили произнести речь на собрании, посвященном тшуве перед днями трепета. Зал был заполнен от края до края, но атмосфера была несерьезная — люди улыбались и шутили. Это не было похоже на дни в ожидании суда. И уж тем более не похоже это было на дни накануне того, как будут решаться вопросы жизни, здоровья и достатка.
Я вполне понимал присутствующих и начал свою речь словами: «У нас говорят, что в месяц Элуль даже рыбы в море трепещут. Ну и пусть они себе трепещут, нам-то какое дело? Иными словами, пусть дней трепета боятся те, кто не соблюдает Тору и заповеди. Ведь мы-то полны заповедей, как гранат!
Тфилин мы накладываем, три молитвы читаем, шаббат соблюдаем, пищу едим кошерную. Чего нам бояться суда в Рош а-Шана?»
Я заметил всеобщее согласие. Похоже, я попал в цель, сумел выразить ощущения присутствующих. Они ведь хорошие евреи, какие к ним могут быть претензии? И они полагаются на Всевышнего, что Он будет им за это благодарен!
Впрочем, это был неподходящий момент, чтобы разбираться и придираться по каждому пункту. Какой у них был уровень кашрута, насколько тщательно отделяли десятину и труму? А в соблюдении шаббата есть множество подвохов, если не знать его законы. В книге «Яарот Дваш» сказано, что тот, кто несведущ в законах шаббата, непременно нарушит его. Как проходят молитвы, и что с законом не отвлекаться от тфилин?
Расскажу историю. Гаон раби Айзик Шер как-то раз был на свадьбе своего ученика. Танцор из Иерусалима впечатлил всю публику, когда плясал под звуки барабанов с бутылкой пива на голове. На бутылке лежал поднос, а на нем — стаканы с пивом, полные до краев. Раздались вздохи облегчения, когда он закончил свой танец и снял поднос с головы.
Раби Айзик отозвался об этом: «Вот так я себя чувствую каждый день, когда снимаю тфилин с головы… Ведь, пока тфилин на мне, нельзя отвлекаться от них. Я обязан быть сосредоточен, как этот танцор!»
Я подошел с другой стороны и заговорил о самом отношении к Торе.
Все присутствующие здесь соблюдают Тору и заповеди. Все бодрствовали в ночь праздника Шавуот и с утра принимали Тору. Но перед Шавуот всегда читают главу Бемидбар. Почему? В этой главе есть важное послание, наставление и указание о том, через какую призму мы должны смотреть на Тору, с каким взглядом к ней относиться.
О чем говорит глава Бемидбар? Сыны Израиля встают четырьмя лагерями вокруг переносного храма. Он находится в центре, колено левитов по родам своим — во внутреннем круге, а остальные колена Израиля — во внешнем круге.
Возникает вопрос. Обычно ведь святая Тора очень сжато все излагает. Все строгие законы шаббата, за нарушение которых полагается побиение камнями, она дает намеком. Они «как горы, висящие на волоске» (Хагига 10 а). Все законы о том, как зарезать животных, переданы одним словом. А здесь речь идет о временных мерах, но Тора посвящает им целую главу! Мы вынуждены сказать, что здесь заключено указание для каждого еврея во всех поколениях.
Обычно люди представляют себе, что они живут своей жизнью и стремятся к своему удовольствию — к здоровью, счастью, деньгам и солидному статусу, к хорошей семье и достатку во всем. Но ведь мы евреи, — говорят они, — поэтому дадим и Всевышнему Его долю. Три молитвы, сто благословений, шаббат и праздники. А если к этому добавим еще и урок по Торе, это уже будет сверх всякой меры.
Таково «мнение простолюдинов». С этой точки зрения, действительно, нечего бояться дня суда. За все, что мы делаем, нам еще и сдача полагается.
Однако, нам указали читать главу Бемидбар перед дарованием Торы, чтобы принять Тору в правильном свете. Суть ее в том, что храм должен находиться в центре.
Это говорит нам о том, каким должен быть мир еврея. Все строится вокруг храма, вокруг духовности. Прежде всего, во внутреннем круге, стоит наше «колено левитов» — изучение Торы и служение Б-гу, и лишь во внешнем круге — обычная жизнь.
И если это правильный взгляд, «мнение Торы», значит, по нему нас и будут судить в дни трепета. Нас спросят, насколько храм действительно был в центре нашей жизни.
Если мои слушатели ушли с этой встречи менее легкомысленными, значит, она прошла ненапрасно (Ве-игадта).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону