«И услышал Итро, жрец Мидьяна, тесть Моше» (18:1). Раши спрашивает: «О каком известии он услышал, что пришел? О рассечении Тростникового моря и войне с Амалеком».
Он спрашивает, что подвигло его покинуть свой дом, и отвечает, что он, по-видимому, услышал нечто особенное о народе Израиля. Но все же непонятно: ведь об этом слышали все, разве только до Итро дошла эта весть?
Народы мира слышали волнующие новости, но это никак на них не повлияло. «Услыхали народы, затрепетали… тогда смутились князья Эдома, вождей Моава объяла дрожь, оробели все жители Кнаана» (Шмот 15:15). Был еще кое-кто, услышавший об исходе из Египта. Это был Аламек, но он пришел воевать с народом Израиля. Каждый отреагировал по-своему. Итро услышал и понял глубокое послание, заключенное в этих событиях. Вот почему он прибыл. Он умел слышать глубину.
Рав Игаль Браун рассказывает.
История об одном особом юноше по имени Шимон, который достиг возраста женитьбы. Он был таким человеком, у которого трудно найти положительные стороны. Все знали, что его шансы найти достойную невесту невелики. И вот, годы проходят, а он остается одиноким.
Однажды зазвонил телефон у соседа Шимона по комнате. На том конце был добрый друг его отца. У него есть хорошая дочь, достигшая соответствующего возраста, и он заинтересован узнать побольше о Шимоне. Парень был удивлен и смутился. Исходя из верности другу своего отца и из ясного осознания, что следует говорить только истину, он сказал: «Я скажу вам правду: все у него плохо!»
Отец девушки выслушал, поблагодарил, а через две недели разбили тарелку (т. е. отпраздновали свадьбу).
Этот сосед Шимона был потрясен и из любопытства деликатно спросил отца невесты на трапезе в честь помолвки: «Скажите, пожалуйста, разве вас не обеспокоили мои слова?»
Отец невесты ответил: «Я спросил у невесты, насколько важен для нее голос жениха. Ведь я услышал от вас, что у него плохой голос (слово “голос” в иврите произносится так же, как и слово “все” — “коль”). Она сказала, что это не важно, и вот, слава Б-гу, обручилась…»
«И услышал Итро». Весь вопрос в том, что слышат, и как реагируют.
Был случай с одним крестьянином, который всю жизнь занимался только земледелием и уходом за животными. Однажды он решил поехать в город. Достигнув крупного города, он стоял, ошеломленный, перед высокими зданиями и роскошными машинами. На окраине города он заметил длинные железки на дороге, а между ними перекладины. Он никогда раньше не видел железной дороги и, увидев рельсы, обрадовался. Ведь такие штуки точно пригодятся ему для лошадей. Он начал разбирать железную дорогу и трудился над этим полтора часа. Вдруг он услышал гудок. Ему пришло на ум, не собирается ли какой праздник поблизости, ведь на свадьбах часто трубят. Он продолжал работать, а гудок усиливался. Тут уж он понял, что это точно свадьба, и стал плясать прямо за работой. Смотрящий со стороны мог бы подумать, что крестьянин точно был глухим, однако он хорошо все слышал! Но горе слуху, который приводит к тому, чтоб оказаться раздавленным. Когда поезд гудит, нужно уходить с рельс. Итро услышал звук «поезда», понял и пришел. (Эмуна Шлема)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.