«И оказалось поутру, что вот — это Лея» (Ваеце 29:25). В мидраше «Танхума» написано: «Сказал раббан Шимон бен-Гамлиэль: все дни мои я рос среди мудрецов и не нашел ничего лучшего для тела, кроме молчания. Рахель и ее потомство отличались умением молчать».
Рахель передала Лее подарки Яакова и смолчала об этом. Молчунами были ее потомки — Биньямин, Шауль и Эстер, о которой сказано: «А Эстер не сообщила о своем происхождении» (Свиток Эстер 2:20).
Раввин Галинский обратил внимание на этот стих и задал логичный вопрос — Эстер смолчала, потому что Мордехай попросил ее об этом. Считать ли такое молчание качеством, которое было передано ей по линии праматери Ривки? Вот шуточный ответ на этот вопрос: женщина готова отдать жизнь за идею, но вот заставить ее замолчать — это вещь практически недостижимая. Поэтому Эстер действительно была достойной продолжательницей дела Ривки.
В книге «Меор а-Хаим», которую составил ученик рабби Хаима Бен-Атара рабби Моше из Ливорно, задается следующий вопрос. Почему Всевышний сначала сотворил мужчину, а потом уже женщину? Не логичнее было сотворить женщину первой? В этой книге приводится и ответ, тоже шутливый. Женщине обязательно надо выговориться. Если бы Б-г сначала сотворил Хаву, она бы умерла от тоски, не видя перед собой собеседника. Поэтому Он сотворил Адама, а затем Хаву, которая в ту же минуту начала беседовать с мужем.
Да, Эстер смолчала, потому что Мордехай попросил ее об этом, но готовность замолчать была заложена в ней благодаря действиям Рахели.
Один крупный раввин попал в больницу с воспалением уха. Каждое утро он должен был проходить довольно болезненную врачебную процедуру. Во время очередного обхода в палату пришел профессор: «Больно?» — «Больно». — «Почему же вы не кричите? У нас все пациенты кричат»
Раввин усмехнулся: «А смысл? Разве крик поможет избавиться от боли или излечиться? Иудаизм учит нас контролировать чувства».
Написано в Талмуде: «Чем должен заниматься человек в это мире? Молчать» (Хулин 99а). Как важно перенять это необходимое искусство!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Эстер Оффенгенден
Рав Яков Гельфман
Замечено ли это мудрецами?
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Шимон Грилюс
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Шимон Грилюс