Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Одиннадцатый месяц еврейского календаря, если считать от месяца нисан (первого в списке месяцев). Пятый, если считать от месяца тишри (начала года). В швате всегда тридцать дней. Зодиакальный знак — созвездие Водолея, по-еврейски Дли.

15-ое швата — Ту биШват — Новый год для плодовых деревьев. Эта дата считается «полупраздником», когда не назначают общественных постов.

В швате отмечаются годовщины смерти крупных учителей и раввинов:

5-го — раби Йеуды Лейба Алтера (1847—1905), автора сборника «Сфат Эмет», руководителя Гурских хасидов (с 1870);

25-го — раби Исраэля Салантера (Липкина, 1810-1883), основателя движения Мусар.

Шват беден историческими событиями. Отметим только одно, вошедшее в историю под названием «Пурим в Сарагоссе». Но сначала несколько слов о сарагосских евреях. В столице Арагона (по-еврейски она называется Саркоста) евреи появились очень давно, — раньше чем испанцы, ибо жили здесь еще в домусульманский период, когда будущая испанская нация только начинала складываться. Любопытно, что поныне существует длинный каменный мост через реку Эбро, построенный на средства, собранные в 1268 году городской управой с двухлетних доходов от еврейской миквы. Община процветала и при сарацинах, и при христианах — вплоть до изгнания евреев из Испании.

В 1420 году один выкрест донес на евреев, что они, выходя на торжества в честь короля Альфонса Пятого, вынимают из ковчегов свитки Торы, так что ковчеги — пусты! Король распорядился открыть ковчеги при следующем параде. Хроникальная запись сообщает, что в ночь накануне торжеств служителям всех двенадцати городских синагог приснился пророк Элияу, который посоветовал не вынимать свитки из ковчегов. Если бы король обнаружил ковчеги пустыми, на евреев обрушились бы страшные гонения. Но случилось чудо — и от гнева короля пострадал один доносчик. Произошло это 17 швата. С тех пор и до начала нашего века этот день отмечался как Пурим выходцами из Сарагоссы, осевшими в Константинополе, Смирне, Салониках.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?