Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бен Иш Хай

В годы жизни Бен Иш Хая его город Багдад существенно отличался от того, который нам известен сегодня (Багдад — столица Ирака, но в еврейской традиции эту страну принято называть Бавель — Вавилония). Этот город являлся оживленным центром международной торговли. Многие багдадские евреи были не только знатоками Торы, но и преуспевающими коммерсантами. В следующей истории воссоздается жизнь той эпохи — более века тому назад.

Менаше и Элазар были близкими друзьями, и оба вели торговлю антиквариатом. Однажды им представилась уникальная возможность приобрести несколько редчайших предметов, и этот шанс не следовало упускать. Они вместе поспешили, чтобы встретиться с продавцом.

Их путь пролегал мимо дома, который евреи использовали для молитвы. Девять мужчин собрались там и ожидали десятого для миньяна, чтобы можно было прочитать Кадиш. Когда эти люди увидели двух евреев, проходящих мимо дверей их дома, они попросили: «Пожалуйста, дополните нам миньян. Асири кодеш — десятый свят!»

Антиквары не знали, как поступить. Если они останутся, чтобы дополнить миньян, они наверняка упустят очень выгодную сделку. С другой стороны, безусловно, важной заповедью было ответить Амен йеэй шмей раба на Кадиш, а также предоставить эту возможность другим евреям. Это был трудный выбор…

«Я ухожу, — решительно произнес Менаше. — Остается еще достаточно времени, чтобы прочитать молитву в любой другой синагоге. Я не могу упустить такой золотой шанс!» И он поспешил к месту деловой встречи.

А Элазар остался. И лишь после того, как в миньяне прочли Кадиш, он пустился догонять друга. Но, когда он прибыл на место, то обнаружил, что Менаше уже скупил для себя все по-настоящему ценные вещи. Оставалось лишь несколько совсем ветхих предметов.

Но Элазар не поддался отчаянию. «Всевышний благословит мое дело в заслугу заповеди, из-за которой я задержался», — сказал он себе. Он внимательно осмотрел оставшиеся предметы и выбрал старинную пуховую подушку, чехол которой был украшен искусной вышивкой. Продавец согласился на очень низкую цену, и Элазар отправился домой, довольный тем, что все же ушел не с пустыми руками.

По дороге он ощупывал купленную подушку, осторожно сжимая ее, чтобы определить ее качество. Он убедился, что она уже потеряла мягкость. «Ничего страшного. В конце концов, я умею реставрировать старые вещи», — успокаивал он себя.

Дома он начал вскрывать подушку, чтобы заменить ее содержимое. Из нее высыпались комки слипшихся и заплесневевших перьев. «Эта подушка хуже, чем я себя представлял», — подумал он. Но когда он взял большую охапку негодных перьев, чтобы их выбросить, его чуткие пальцы нащупали в слипшемся комке что-то твердое. «С каких это пор в перьевые подушки стали класть камни?!» — удивился Элазар. Внезапно он задержал дыхание: это был великолепно обработанный бриллиант!

Элазар немедленно отправился в торговую часть города к еврейскому ювелиру и продал драгоценный камень за огромную для него сумму — пятьдесят золотых динаров! «Всевышний действительно благословил меня, — подумал он. — В конце концов, я не остался в накладе».

Но когда он возвратился домой с деньгами, более опытные родственники охладили его энтузиазм. «Тебя просто обманули, — сказали ему. — На самом деле, подобные драгоценные камни стоят как минимум вдвое дороже!»

«Я никогда не отменял своих сделок, — с достоинством сказал Элазар. — И сейчас я тоже не стану просить ювелира, чтобы он возвратил мне этот бриллиант».

Жена попыталась убедить его. «Элазар, — сказала она, — этот ювелир сразу понял, что ты не разбираешься в бриллиантах, и просто смошенничал!».

«И все же я бы не хотел нарушать своего слова! Ведь я согласился на его цену и, в конце концов, для меня эти деньги просто упали с неба! Неужели я должен жадничать и требовать еще больше?!»

«Тут дело не в жадности, а в алахе! — не отступала жена. — Это была сделка по заблуждению! Ведь известно, что, если покупатель, пользуясь неведением продавца, заплатил за товар на одну пятую меньше его подлинной стоимости, сделку можно расторгнуть».

И тогда Элазар решил обратиться к самому авторитетному законоучителю Багдада — Бен Иш Хаю.

Бен Иш Хай внимательно выслушал рассказ этого человека, а затем объяснил ему: «Сынок, ты пять раз ответил Амен на Хаци-Кадиш, который произносили в этом миньяне. А наши мудрецы говорят, что каждый Амен обладает ценностью пяти золотых монет (Тосафот на Бава кама 91б). Поэтому-то Небеса наградили тебя пятьюдесятью золотыми динарами. Но, конечно, основная награда за выполненную заповедь ожидает тебя в Будущем мире».

Таким образом, Элазар удостоился точной суммы, указанной мудрецами! В заслугу за произнесение Амен человеку дается чудесное благословение в этом мире и безмерная награда — в Будущем.

Издательство Пардес


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?