Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы

«Дабы поставить тебя сегодня народом Себе» (29:12)

Страдания, которые являются уделом многих, предназначены, чтобы пробудить людей, подвинуть на путь покаяния и «поставить» их перед Творцом.

Один человек пришёл к раву Аврааму Коэну, раву города Сфакса (Тунис), и спросил: «В последнее время сыпятся на меня многочисленные беды и страдания. Почему Творец причиняет мне зло, почему навёл на меня все эти беды?»

Ответил ему рав: «Я расскажу тебе быль. Крестьянин собирался ехать в столицу Туниса. Ему сказали, что он должен сначала приехать в Сфакс, там пересесть на поезд, который привезёт его в столицу. Приехав в Сфакс, купил крестьянин на вокзале билет и поднялся в вагон. Осмотрелся вокруг себя и увидел длинную комнату с множеством сидячих мест. Вдруг прозвучал гудок, и комната начала двигаться под звук стучащих колёс. Спросил крестьянин: “Что это? Комната движется?” Пошёл в соседний вагон, потом ещё в один, — изумление его только возрастало. Ряд соединённых друг с другом комнат двигаются с огромной скоростью! Высунул крестьянин голову из окна и увидел длинный ряд вагонов. Спросил: “Кто двигает их?” Ответили ему: “Понятно, что вагоны не двигаются сами. Первым движется паровоз, а в нём двигатель большой мощности!” Удивление крестьянина возросло ещё больше: “А этот чудесный паровоз движется сам?” Посмеялись над ним и сказали: “Конечно, нет. Сидит там машинист, который и управляет!” Высунул крестьянин голову из окна ещё раз, увидел паровоз — и никого нет в нём. “Никого там нет! — закричал он в страхе. — Паровоз движется сам по себе, а весь поезд за ним — без намерения и цели, поездка, у которой нет конца!” Но вдруг прогудел резкий гудок, поезд замедлил движение и остановился на остановке. И тогда понял крестьянин, что есть машинист, управляющий поездом и его движением!»

«Пойми и ты, — сказал рав, — до тех пор, пока жизнь течёт, как обычно, то может человек подумать, что всё идёт само по себе, в соответствии с природой. Но когда раздаётся резкий гудок, когда “поезд” останавливается, тогда все понимают, что есть Машинист у этого поезда, — знают, что Творец направляет и управляет жизнью!»

«Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло» (29:15)

Раби Яаков Абукара предстал перед общиной в синагоге и удивил всех, объявив: «Я не боюсь Г-спода!»

Рав продолжил и объяснил: «Почему человек должен бояться Творца, делающего людям только добро? Но, если человек знает, что согрешил и рассердил Создателя, не выполнив его заповеди, то как не будет такой человек бояться!? А тот, кто стремится увеличить число исполненных заповедей и остерегается от нарушений и, если согрешил, то уже раскаялся и попросил прощения, — почему он должен бояться?

На что это похоже? На ревизию, пришедшую на предприятие проверить состояние производства и финансов, уплачен ли налог на полученную продукцию. Если есть мнгогочисленные нарушения, то владелец дрожит от страха, ибо знает, что ожидают его либо арест, либо большой штраф. Как же он может не бояться? Но если всё в строгом порядке, он принимает ревизоров абсолютно спокойно. Чего ему бояться?»

«Я сказал это, господа, чтобы побудить людей осознать, насколько надо бояться и насколько надо поторопиться “уплатить налог” — раскаяться — перед проверкой: про себя я могу сказать вам, что я тоже очень боюсь, ибо только я знаю, насколько далеки заповеди мои от цельности, сколько раз я ошибался, и сердце моё разрывается от этого! Давайте раскаемся все, и не будет необходимости бояться суда и его приговоров!»…

«И забросил их (Г-сподь) в другую землю, как это ныне» (29:27)

В конце XIX века приехал путешественник Йосеф Йеуда Чарный на Кавказ. В своей книге он описывает визит к главному равину Дагестана р. Ицхаку Мизрахи и беседу с последним.

«Из твоих слов, раби, я могу судить, что евреи в этом районе (горские) — остаток из десяти (потерянных) колен?»

«Без сомнения, мы — из десяти колен».

И вы не опасаетесь сказанного в Мишне, что десять колен не вернутся (Санхедрин 110б).

Действительно, — сказал рав, — по словам р. Акивы, не должны вернуться, как сказано: «И забросил их (Г-сподь) в другую землю, как это ныне». Как ныне уходят и не возвращаются (к иудаизму), так ушли и те. И разъяснил Раши, что это сказано о людях того поколения из десяти колен. Но их сыновья и следующие за ними поколения удостоятся и вернутся. И по словам р. Йоханана (Арахин 33), Ирмияу вернул некоторых из угнанных десяти колен, и правил ими Йошаяу бен Амон, как сказано: «Отдали серебро, принесённое в Храм Г-спода… из рук Менаше и Эфраима, и всех прочих исраэльтян» (Диврей аямим 34:9). А по мнению р. Элиэзера должны возвратиться все, и р. Шимон бен Йеуда от имени р. Шимона бар Йохая сказал: «Если будут как ныне (т. е. не раскаются), то не вернутся, а если нет — вернутся» (Санхедрин 110б). Ашкеназы, относящиеся к коленам Йеуда и Беньямина, подумают, что удостоятся избавления, а мы — нет? А как быть с «этими» из ашкеназов, — сказал рав с улыбкой — нарушающими шабат и праздники, чего не слышно у нас? Неужели они лучше нас? По их поступкам они не должны вернуться (в Землю Израиля). Но, по правде я говорю тебе, господин, что весь народ Израиля должен вернуться в землю праотцев, чтобы выполнять волю Творца в Ционе. И даже преступники среди народа Исраэля полны заповедей как гранат, ибо написано (Ирмияу 3:14): «…и возьму вас (даже) одного из города, двух из семьи, и приведу вас в Цион». Сказал р. Йоханан (Санхедрин 111а): «Один из города очищает весь город, двое из семьи — очищают всю семью».

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?