Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжение «Книги Заповедей»

31-я заповедь — повеление высылать из Храма ритуально нечистых. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всех прокаженных и всех, истекающих слизью, и всех, ставших нечистыми от мертвого» (Бемидбар 5:2). И «стан», о котором говорится здесь,— это стан Шехины, а в последующих поколениях ему соответствует азара — двор Храма, как мы разъясняли в комментариях на Мишну, в начале порядка Тоорот (Келим 1:8). И сказано в Сифри (Насо): «Чтобы выслали из стана…» — предостережение ритуально нечистым, чтобы не входили в Храм в своей нечистоте.

И это повеление повторено в других словах, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если будет среди вас человек, который нечист от случившегося ночью, пусть он выйдет за стан» (Дварим 23:11). В словах «за стан» также имеется в виду стан Шехины. И в трактате Песахим (68а) поясняется: «Пусть он выйдет за стан» — это стан Шехины.

И сказано в Мехильте: «Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана…» — это заповедь «делай»; и в Сифри (Тэце): «Пусть он выйдет за стан» — заповедь «делай».

32-я заповедь — повеление почитать потомков Аарона, возвеличивая их, возвышая их и предоставляя им преимущество. И даже, если они противятся этому — мы их не слушаем. Все это делается, чтобы оказать почет Ашему, да будет Он превознесен,— ведь Он избрал их для служения и для принесения жертв. И об этом Его речение: «И ты освящай его (коэна), ибо хлеб твоего Б-га он приносит; свят он будет для тебя» (Ваикра 21:8). И объясняется (Гитин 59б): «И ты освящай его» — во всем, что связано со святостью. Первым вызывай его к чтению Торы, ему предоставь говорить зимун, ему подавай первому во время праздничной трапезы. И так же сказано в Сифре (Эмор): «И ты освящай его» — даже против его воли. Т.е. это повеление дано нам, и его выполнение не зависит от согласия коэна. И также сказано (Сифра, там): «Святы они должны быть своему Б-гу» (Ваикра 21:6) — даже против их воли; «и должны они быть святы» (там же) — т.е. в том числе коэны с физическими недостатками. Чтобы не сказали: «Этот не годится, чтобы “приносить хлеб своего Б-га”; почему же мы должны почитать его и отдавать ему превосходство?!» Поэтому повторено: «И должны они быть святы» — все потомство Аарона: и пригодные к служению, и увечные.

И как, выполняя эту заповедь, оказывают почет коэнам, и какие преимущества предоставляются им, разъяснено в нескольких местах трактата Макот, и в трактатах Хулин (132б), Бхорот (45б), Шабат (55б) и других.

33-я заповедь — повеление, обращенное к коэнам, облачаться в особые одежды — для почета и великолепия, и в этих одеяниях служить в Храме. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И сделай священные одежды Аарону, своему брату, для почета и великолепия… И приблизь его сыновей, и облеки их в хитоны, и перепояшь их поясами — Аарона и его сыновей, и навяжи на них головные уборы…» (Шмот 28:2, 29:8-9). И это заповедь о коэнских одеждах: восемь — для первосвященника, и четыре — для простого коэна. И если коэн несет службу без какой-либо из этих одежд или в лишней одежде, такое служение становится непригодным. И кроме того, коэн, у которого во время служения не достает хотя бы одной из одежд, подлежит смерти от руки Небес,— ведь в трактате Санхедрин (83а) такой коэн перечислен среди подлежащих смерти от руки Небес. В стихе об этом не говорится прямо, но только сказано: «…И перепояшь их поясами… и навяжи на них головные уборы, и будет на них коэнство…» (там же). И толкуют (Санхедрин 83б): «Когда их одеяния на них — и их коэнство на них; нет на них их одежд — нет на них коэнства, и они как посторонние в Храме». А в дальнейшем мы разъясним (НД 74), что посторонний, выполняющий служение коэна, подлежит смерти.

И сказано в Сифре (гл. 96): «И привел Моше Аарона… и облачил его в меиль… и возложил на него хошен…» (Ваикра 8:6-8) — весь этот раздел учит о том, что происходило в то время, и дает урок поколениям; он учит о порядке ежедневного облачения и о порядке облачения в Йом кипур. Каждый день первосвященник ведет служение в восьми одеждах, украшенных золотом; в Йом кипур — только в четырех белоснежных одеждах. И из следующих слов Сифры становится ясно, что облачение в эти одежды — заповедь «делай». Ведь сказали мудрецы (Сифра, Ахарей 8): «Откуда мы видим, что Аарон не облачался в эти одеяния, чтобы возвеличить себя, но только, чтобы выполнить повеление Владыки? Тора сказала (Ваикра 16:34): “И сделал он так, как повелел Ашем Моше”. Другими словами, хотя эти одеяния были совершенны по красоте и отделаны золотом, ониксом, яшмой и другими драгоценными камнями, Аарон, облачаясь в них, не имел в виду украситься ими, но он лишь стремился выполнить заповедь, сделать “как повелел Ашем Моше”. А заповедь — облачаться в эти одежды для служения в Храме.

И все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены во второй главе трактата Зевахим (18а), в нескольких местах трактатов Йома (71б-72а) и Сукка (5а, 51а).

34-я заповедь — повеление, чтобы коэны несли Ковчег Завета на своих плечах, когда его необходимо перенести на новое место. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Святое служение на них — на плечах должны носить” (Бемидбар 7:9). И хотя тогда это повеление было дано левитам, это произошло только потому, что коэнов было еще мало в то время, ведь они берут начало от Аарона. Но в последующих поколениях выполнение этой заповеди становится обязанностью коэнов, и они переносят Ковчег, как мы ясно видим в книге Йеошуа (3:6) и в книге Шмуэля (II Шмуэль 15:29). А в Диврей аямим сказано, что когда царь Давид повелел вновь перенести Ковчег Завета, коэны “понесли Ковчег Б-га, как заповедал Моше по слову Ашема, на своих плечах, на шестах” (I Диврей аямим 15:15). И также в Диврей аямим при упоминании о разделении коэнов на 24 смены сказано: “Вот порядок их служения,— когда им приходить в Дом Ашема по их уставу, переданному через их отца Аарона, как заповедал Ашем, Б-г Израиля” (там же 24:19). И объясняют наши мудрецы: здесь содержится намек на то, что переносить Ковчег на плечах — служба коэнов. Сказано в Сифри (Бемидбар 7:9): “По их уставу… как заповедал Ашем, Б-г Израиля”. А где заповедал? В стихе: “Святое служение на них — на плечах должны носить”. Ясно отсюда, что это одна из заповедей.

35-я заповедь — повеление, чтобы было масло, изготовленное особым способом (См. Шмот 30:22-25) для помазания им каждого назначенного первосвященником, как сказано: “Первосвященник… на голову которого возлито масло помазания” (Ваикра 21:10). И также им совершают помазание царей из дома Давида, как разъяснено в законах выполнения этой заповеди. И этим маслом был помазан Мишкан и все его принадлежности. Но в последующих поколениях не совершают помазание принадлежностей Святилища, ведь ясно сказано в Сифри (Бемидбар 7:1), что, когда были помазаны принадлежности Мишкана, этим освятились все принадлежности Святилища и на будущее.

Сказал Он, да благословится Его Имя: “Это будет Мне маслом священного помазания в ваши поколения ” (Шмот 30:31).

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Критот (5а).

36-я заповедь — повеление, чтобы коэны несли свое служение по сменам — смена на каждую неделю, а в праздники (шлоша регалим) все смены несли бы служение вместе, и каждый коэн в равной мере мог бы совершать жертвоприношения. И разъяснено в Диврей аямим (I, 9:22), что царь Давид и пророк Шмуэль разделили коэнов на 24 смены. И разъяснено в трактате Сукка (55а), что все смены коэнов участвуют в праздничных жертвоприношениях в равной степени.

А вот Его речение, в котором содержится эта заповедь: “…Через одни ворота… придет по желанию души на место, которое изберет Ашем. И будет нести служение во имя Ашема, своего Б-га, как все его братья… Долями равными пусть питаются, кроме переданного их отцами друг другу” (Дварим 18:6-8). И объясняется в Сифри: “Придет по желанию души” — может быть, в любое время коэн может придти для служения “по желанию души” ? Тора сказала: “Через одни ворота” — т.е. в дни, когда весь Израиль проходит через ворота одного города (Иерусалима), в шлоша регалим. Может быть, в праздники все смены в равной мере участвуют и в жертвоприношениях, не связанных с данным праздником (например, в субботних жертвоприношениях, приходящихся на праздник)? Тора сказала: “Кроме переданного их отцами друг другу”. Что передали друг другу их отцы? “Ты бери свою неделю, а я возьму свою” (Сифри, Шофтим). Т.е. их отцами было принято соглашение о порядке несения службы — в каждую неделю новая смена. И так же объясняет Таргум (Онкелос): “Кроме переданного их отцами…” — кроме недельных смен, которые были установлены их отцами».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Сукка (55а).

37-я заповедь — повеление, чтобы коэны становились ритуально нечистыми от своих умерших родственников, перечисленных в Торе (Ваикра 21:2-3). Чтобы оказать почет коэнам, Писание запрещает им оскверняться ритуальной «нечистотой умерших»; но оно предписывает им становиться нечистыми от умерших родственников (т.е. принимать участие в их погребении, прикасаясь к ним или находясь под одной крышей с их телами). Можно было бы подумать, что Тора просто разрешает им это, а все зависит от их желания: хотят — оскверняются, не хотят — не оскверняются. Поэтому Писание повелевает им это и обязывает их; и об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И Ашем сказал Моше: говори с коэнами, сынами Аарона и объяви им: “Никто из них пусть не оскверняется умершими из своего народа. Только своей женой, близкой ему, матерью и отцом, сыном и дочерью, и братом, и сестрою… не бывавшей замужем, пусть оскверняется” (Ваикра 21:1-3). И говорится в Сифре (Эмор): “Пусть оскверняется” — это заповедь. Не хочет оскверниться — оскверняют его против его воли. И был случай с коэном Йосэфом, у которого умерла жена в канун Песаха, и он не желал оскверняться ею, и подтолкнули его мудрецы и заставили оскверниться против его воли».

Это повеление и есть заповедь о трауре по умершим. Т.е. каждый еврей обязан позаботиться о погребении и нести траур по семи ближайшим родственникам (по жене, отцу, матери, сыну, дочери, брату, сестре). И в связи с особой строгостью этой заповеди, она произнесена именно по отношению к коэну, ведь ему вообще запрещено принимать на себя «нечистоту умерших», и, тем не менее, в этом случае он обязан оскверниться, подобно прочим евреям. И уж тем более остальные евреи должны строго выполнять законы о трауре.

И уже объяснено (Зевахим 100а), что траур в день смерти и погребения одного из ближайших родственников — это заповедь Торы. И ясно сказано в трактате Моэд катан (14б): «Скорбящий не соблюдает законы траура в праздники (в шлоша регалим, Рош ашана и Йом кипур). А если его траур начался еще до праздника, то вступает в силу заповедь “делай”, обязывающая всех (веселиться в праздники), и “отталкивает” заповедь “делай”, обязывающую только отдельного человека (т.е. заповедь траура)».

Отсюда ясно, что обязанности траура — это повеление Торы и заповедь «делай». Но это относится только к трауру в день погребения, а траур остальных семи дней — это постановление мудрецов. Но в день погребения даже коэн соблюдает законы траура и оскверняется ритуальной нечистотой от умерших родственников.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Моэд катан (гл.3) и в различных местах трактатов Брахот (16б-20а), Ктубот (4аб,6б), Йевамот (22б и др.) и Авода зара (13а), а также в Сифре (Эмор).

И эта обязанность коэна оскверняться от умерших родственников не возлагается на женщин, поскольку заповедь обращена только к тем, кому вообще запрещено оскверняться умершими; только им заповедовано «пусть оскверняется». Но женщине из семьи коэна не запрещено принимать ритуальную нечистоту от умерших, как мы разъясним в своем месте (НД 166), поэтому и не распространяется на нее это повеление и не возложена на нее обязанность оскверниться «нечистотой умерших», (принимая участие в похоронах). Однако, она также обязана выполнять законы скорби по умершим, но оскверняться ли «нечистотой умершего» зависит от ее воли.

38-я заповедь — повеление, обращенное к первосвященнику, взять в жены девственницу. И об этом Его речение: «Пусть возьмет себе жену в ее девственности» (Ваикра 21:13).

И говорили мудрецы (Ктубот 29б-30а), что раби Акива считал мамзером даже ребенка, родившегося от связи родителей, преступивших заповедь «делай». И они разъясняют это как раз на примере первосвященника, взявшего в жены женщину, уже потерявшую до него девственность — ведь она запрещена ему заповедью «делай», согласно действующему у нас принципу: запрет, вытекающий из заповеди «делай» —тоже заповедь «делай».

Отсюда ясно, что это повеление — заповедь «делай». И еще говорится в Мишне, что для первосвященника существует «заповедь брать в жены девственницу» (Орайот 11б).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (59а-61б) и в нескольких местах трактатов Ктубот (30а,37б,98а) и Кидушин (10а,68а).

39-я заповедь — повеление ежедневно приносить в жертву в Храме двух годовалых ягнят, и это называется: «постоянная жертва». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Годовалых ягнят без порока двух на день, в постоянное всесожжение» (Бемидбар 28:3).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, и порядок, по которому совершается это жертвоприношение, разъяснены во второй главе трактата Йома (26б) и в трактате Тамид.

Сороковая заповедь — повеление о том, чтобы первосвященник ежедневно приносил хлебный дар — минху — утром и в сумерки; и этот дар называется: «со сковородки первосвященника» (т.к. выпекался на сковороде), и также называется «даром помазанного коэна». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Вот жертва Аарона и его сынов, которую они должны приносить Ашему со дня своего помазания: десятую часть эфы тонкой пшеничной муки в постоянный хлебный дар; половина — утром, половина — после полудня, на сковороде в масле она должна быть приготовлена…» (Ваикра 6:13-14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, — когда и как приносится этот дар — разъяснены в 6-ой и 9-ой главах трактата Менахот (74б, 87б), в нескольких местах трактата Йома (31б,33а,34а,50а) и в трактате Тамид.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте также: Служба в Храме


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?