Из цикла «Законы трех недель», темы: Трапеза, 9 Ава, Пост, Траур по Храму
Законы кануна 9 ава
А. Общие законы
Не говорят таханун
Изучение Торы
Некоторые алахические авторитеты утверждают, что в канун 9 ава принято изучать только те разделы и вопросы в Торе, которые разрешены в сам день 9 ава (רמ"א ס» תקנ"ג ס"ב) (см. Часть V Е 5).
Многие алахические авторитеты считают, что, хотя в сам день 9 ава человек ограничен в том, что можно учить, в канун 9 ава, однако, он может изучать все разделы и вопросы в Торе. Так многие авторитеты вели себя себя сами, даже когда канун 9 ава выпадал на будний день, а тем более — на субботу (см. В 5) (מ"ב שם ס"ק ח» ובב"ה ד"ה ולכן בשם מהרש"ל וגר"א מאמר מרדכי וחיי"א ובערה"ש ס"ס תקנ"ג וכ» בב"ה שם «וכן אני נוהג גם בחול").
Совершенно очевидно, что не следует вместо учебы отправляться отдохнуть на прогулку или проводить время еще каким-нибудь образом, отдыхая и развлекаясь (ע» רמ"א ס"ס תקנ"ג).
Обрезание, выкуп первенца
Пост в канун 9 ава
Б. «Разделяющая трапеза»
Что такое «разделяющая трапеза»?
До «разделяющей трапезы» можно устроить обыкновенную трапезу (שם). Многие алахические авторитеты считают, что таков обычай — есть перед минхой обычную трапезу, а после минхи — «разделяющую» (רמ"א שם וע» שעה"צ ס"ק ט"ז ונראה דהמתפלל מנחה ואח"כ אוכל סעודה קבועה ומברך בהמ"ז ומשנה מקומו מבית לבית ואוכל סעודה המפסקת שפיר דמי דלא גרע ממפסיק איזה שהות דמהני שלא יהי» בכלל ברכה שאינה צריכה, ע» ס» תמ"ד מ"ב ס"ק ח").
Хотя некоторые полагают, что не подобает обильно есть перед «разделяющей трапезой», большинство авторитетов оправдывают подобный обычай, поскольку целью этой нормальной трапезы является предотвращение вреда, который может быть нанесен постом (ע» מ"ב ס"ק כ"ב). Однако во время этой трапезы не стоит наедаться окончательно, чтобы оставить немного места и для «разделяющей трапезы» (שם).
Как едят эту трапезу?
Цель и запреты «разделяющей трапезы»
Из чего состоит «разделяющая трапеза»?
Не читать биркат амазон в зимуне
Сидение на стульях и скамьях
Еда или питье после «разделяющей трапезы»
Если он не решил это для себя определенно, но просто подумал, что он больше не будет есть, то это не представляет собой принятие поста (כך נראה). Предпочтительно сказать вслух или даже мысленно самому себе, что он не принимает пост вплоть до захода солнца (מ"ב שם).
Когда 9 ава приходится на субботу или воскресенье, эта предосторожность не требуется, поскольку испытывать лишения в субботу запрещено, и мы полагаем, что он, вероятно, не имел намерения принимать пост раньше, чем это требуется (שעה"צ ס"ק ז").
Когда 9 ава совпадает с субботой
После «разделяющей трапезы»
Когда 9 ава выпадает на субботу, и пост переносится на исход субботы, молящиеся должны дождаться окончания ברכו и снять обувь, ש״ץ должен сказать ברוך המבדיל בין קדש לחול , снять обувь, а затем сказать ברכו (ס» תקנ"ג ס"ב ומ"ב ס"ק ז").
Если обстоятельства таковы, что после ברכו пройдет много времени до того момента, как все снимут обувь, и это вызовет продолжительный הפסק (как, например, если дело происходит в летнем лагере), то им следует сказать ברוך המבדיל וגו", снять обувь, затем начинать ברכו и молиться маарив (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל). Совершенно понятно, что все это должно происходить уже после того, как суббота закончилась (פשוט). Снимая обувь, следует проявить осторожность и не дотрагиваться до нее рукой, поскольку тогда будет необходимо помыть руки (מ"ב ס"ק ו"). Если дотронулись до обуви, но возможности вымыть руки нет, то можно потереть их об стену и т.п. (ע» מ"ב שם ושעה"צ ס"ק ט"ו).
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?