Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы

«И стал ангел Г-сподень на дороге в помеху ему» (22:22)

То был ангел милосердия. Он хотел предостеречь от греха, чтобы не согрешил и не исчез (Раши).

Рассказывал р. Бенцион Аба Шауль:

Известно, что при решении алахических вопросов нужна особая помощь с Небес, чтобы, не дай Б-г, не ошибиться. Однажды произошло со мной чудо. Перед одним из обрезаний, которые я должен был делать, я увидел, что у младенца незначительно воспален глаз. У отца новорожденного был ученик, глазной врач, который решил, что состоянию ребёнка обрезание не повредит. Однако я не мог с ним согласиться, ибо написано в Шульхан Арухе (Йоре деа 262), что при проблемах с глазами, даже незначительных, необходимо подождать, и только, когда ребенок полностью выздоровеет, разрешается делать обрезание. Вскоре выяснилось, что у ребёнка общее заражение крови, не про нас будет сказано. И кто знает, что бы случилось, если бы он был обрезан преждевременно. Ему сделали обрезание только через три месяца. И, если бы не было подобного указания в Шульхан Арухе, то, конечно, я не знал бы, как поступить. Но поскольку я сделал, как написано, и не послушался врача, то удостоился Б-жьей помощи, благодаря которой ребёнок был спасен.

И сказал: Возвратись к Балаку и так говори (23:5)

В святых книгах сказано, что слово כה (так) указывает на Б-жественное присутствие.

Рабейну Йосеф Хаим (Бен Иш Хай) рассказал историю, передававшуюся в его семье из поколения в поколение.

Путь р. Шалома Шабади, одного из величайших кабалистов Иерусалима, из Йемена в Эрец Исраэль лежал через Ирак. Он остановился в Багдаде, и в ожидании каравана до Дамаска пошёл в ешиву кабалистов, находившуюся у могилы р. Ицхака Гаона, и учил там книгу Зоар. Рав Шалом был молодым человеком, его никто не знал. Да и он по своему обыкновению считал неприличным демонстрировать свои знания. Однако когда стали изучать главу Балак из книги Зоар, рав Шалом, дойдя до слов «Возвратись к Балаку и так говори», вскричал во весь голос.

Удивились старые кабалисты и спросили юношу: «Что случилось, почему ты так закричал?» Ответил рав Шалом: «Слово כה сжигает моё сердце!»

И так закончил Бен Иш Хай: «Если бы оценили величие р. Шалома, то задержали бы его в Багдаде и не дали продолжить путь!»

«Да умрёт душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как его!» (23:10)

Как-то святой Ор ахаим, будучи в Италии, толковал Тору в одной из синагог. Случайно в синагогу зашел еврей, отошедший от соблюдения практически всех заповедей Торы. Речь рава потрясла еврея. Едва рав закончил говорить, еврей обратился к нему: «Раби! Я выслушал Вас и под влиянием Ваших слов действительно хочу покаяться. Но я настолько привык не соблюдать шабат, не обращать внимания на кашрут и всё прочее, что трудно мне изменить свой образ жизни, очень трудно. Посему я хочу покаяться — и умереть! И тогда не нужно будет ничего менять…»

Ответил рав: «Всё, что ты сказал сейчас, до тебя уже сказал Билам: “Да умрёт душа моя смертью праведников”. Умереть смертью праведников, но не жить, как праведник! Так понимает Билам. Но еврей должен жить как праведник, исполняя заповеди Торы: “Соблюдай же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жить ими” (Ваикра 18:5). Посему необходимо раскаяться и жить, а не умирать!»

«Не видел нечестия в Яакове и не усмотрел зла в Израиле — Г-сподь, Б-г его, с ним» (23:21)

Рав Яаков Шальтиэль Ниньо жил в Иерусалиме двести лет тому назад. В предисловии к своей книге Эмет леяаков он написал, что четыре чуда произошли с ним, и он благодарит Творца путём опубликования книги.

Во время землетрясения в Тверии рав Яаков находился в синагоге и произносил «Шма Исраэль». Когда землетрясение закончилось, он увидел, что вокруг погибло пятьдесят человек, а на нём нет ни одной царапины.

Когда он был в Иерусалиме, началась там эпидемия. Раби Яаков тоже заболел, излечился, но чудо — никого не заразил во время болезни!

Однажды был он послан собрать деньги для бедных, и грабители, напавшие на караван, забрали все, что там было. Но к поклаже раби Яакова, где было много денег, собранных для бедняков Твери, они даже не притронулись; бандиты просто не обратили внимания на багаж р. Яакова!

Однажды р. Яаков должен был поехать в Цфат на Шавуот, но увидел сон, что в Цфате погромы — друзы взбунтовались, и остался в Тверии.

И кто же достоин подобных чудес? Написал рав: тот, кто покрывает грехи народа Израиля! Как написано в этом стихе: «Не видел нечестия в Яакове, и не усмотрел зла в Израиле — Г-сподь, Б-г его, с ним».

«И приглашали они народ к жертвам божеств своих, и ел народ, и поклонялся божествам их» (25:2)

Министр просвещения Ицхак Навон решил однажды, что проблемы израильского образования — насилие, дремучее невежество в области еврейской традиции, нежелание учиться — уже решены, и осталось только позаботиться об организации встреч еврейской и арабской молодёжи, дабы способствовать возникновению взаимопонимания и связей между ними — и привести тем самым к смешанным бракам…

Это совет Билама, — сказал потрясённый рав Йеуда Цадка. — Билам был первым, кто предложил «встречи» между евреями и дочерьми Моава. В результате 24 000 человек умерли от эпидемии. Раби организовал встречу раввинов с министром просвещения, чтобы просить об отмене решения о «встречах» еврейской и арабской молодёжи по «совету Билъама», включающих и совместные летние лагеря.

Министр принял делегацию с почётом. Ведь министр — человек верующий, а кто не видит, что страна существует благодаря открытым чудесам! Так он сказал членам делегации.

«И господин желает, чтобы чудеса продолжались и дальше?» — спросил рав Йеуда.

«Конечно», — убеждённо ответил министр.

Как же они продолжатся, — сказал рав, — если из-за «встреч», которые господин министр предложил, Б-жественное присутствие покинет Исраэль, ведь святая Тора утверждает: «Я выделил вас из народов, чтобы быть Моими» (Ваикра 20:26). И объясняет Раши: «Если вы сохраняете своё отличие от них (других народов) — вы Мои. Если нет — отданы Невухаднецару и ему подобным!»…

Смутился министр просвещения, господин Ицхак Навон.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?