Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еще появлялись гиганты, чьи произведения становились непреходящей ценностью народа Израиля...

Магиней арец

Происшедшие в 5408 году события подорвали волю народа. Не осталось больше сил целиком отдаваться учебе. Лишь единицы смогли противостоять давлению внешних обстоятельств. Но еще появлялись гиганты, чьи произведения становились непреходящей ценностью народа Израиля.

Два величайших мудреца, чья жизнь и деятельность пришлась на события 5408 года, р. Шабтай Акоэн и р. Давид Алеви, изучали и комментировали Шульхан арух В следующем поколении этот труд изучал даян из Калиша р. Авраам Авли Гомбинер, который написал книгу Маген Авраам (Щит Авраама): она и до наших дней остается основным комментарием к первому тому Шульхап аруха. Сам труд вышел в свет только после смерти автора, одновременно с работой р. Давида Алеви Маген Давид (Щит Давида), которая до тех пор существовала лишь в рукописных копиях. Два этих комментария вместе называются Магинэй арец (Щиты земли).

В конце пятьдесят пятого века минский даян раби Ихиель Гальперин написал книгу Седер адорот (Хронология поколений), где подверг тончайшему анализу Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, а также привел даты жизни их многочисленных авторов.

Хахам Цви

Среди бежавших из Вильны в 5415 (1655) году был р. Яаков Зак. Он переехал в Венгрию и стал равом города Офан, который в то время находился под властью турок. В Венгрии его стали называть р. Яаков Ашкенази. Его сыну Цви в момент бегства из Литвы было всего три года. Начало своего образования он получил в Офане, а завершил его в Салониках, где привык к сефардской системе учебы. Ему удалось совместить сефардское стремление к ясности с литовской любовью к тонким рассуждениям. Р. Цви Ашкенази был назначен главным равом города Сараево в Боснии. Еще во времена своего пребывания в Салониках он стал свидетелем шабтианского движения и непримиримым его противником. Всеми доступными ему средствами он разоблачал оставшихся сторонников Шабтая Цви, особенно тех, кто прятался под маской ученых-кабалистов.

У сефардов титул хахам соответствует ашкеназскому титулу раби. Переехав в ашкеназские страны, р. Цви так и остался известен под своим сефардским титулом и вошел в историю еврейской мысли как Хахам Цви. Он был главным равом города Альтоны (под Гамбургом), затем равом ашкеназской общины Амстердама. Здесь произошло его столкновение с шабтианцем Нехемией Хиюном. Вынужденный оставить город, Цви переехал во Львов, где и умер в 5473 (1713) году.Его алахические респонсы изданы под названием «Ответы Хахама Цви».

Комментаторы «Океана Талмуда»

Авторитет польских и литовских мудрецов был очень высок в немецких городах. Уроженец Вильны р. Шмуэль Кидновер после нападения казаков на его родной город бежал в Германию и был назначен равом Фюрда, а потом и Франкфурта-на-Майне. В конце жизни он вернулся в Польшу и стал главным равом Кракова. После него главой франкфуртской общины стал р. Нафтали Кац, родившийся в Польше. Когда в 5171 (1711) году во Франкфурте разразился большой пожар, рава Каца обвинили в том, что пожар начался по его вине. Он был вынужден оставить город и до конца своей жизни (5479/1719) жил в Праге. Р. Нафтали Кац, знаменитый своими познаниями в Открытом и Тайном учениях, оставил после себя книгу Смихут хахамим.

Главой той же франкфуртской общины был р. Йеошуа Фальк, уроженец Кракова. Перед тем как переехать во Франкфурт, он был равом Львова и Берлина. Про него известно, что в споре между р. Яаковом Эмденом и р. Йонатаном (об этом споре см. ниже, в главе 20) он принял сторону первого, и сторонники р. Йонатана причинили ему множество неприятностей. Умер он в 5516 (1756) году, оставив после себя книгу Пней Йеошуа — один из самых блестящих комментариев к Талмуду, который породило Новое Время.

Уже в старости переехал в Германию р. Арье Йеуда Лейб. Он был равом в Кракове и в литовском городе Бриске. Об остроте его мысли свидетельствует книга Шаагат Арье (Рык Льва) и книга Турей эвен, комментирующая два трактата Талмуда. Во время пребывания в Германии его пригласили стать равом Майнца, еврейская община которого считалась немецкой, несмотря на то что формально город находился под властью французской короны.

Публикуется с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?