Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

Арендаторы и их судьба

От преследовании в Германии евреи нашли убежище в Польше. Но в начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям. Трагедия 5408 года подорвала гражданские и экономические основы польской общины. И с этого времени непрерывная череда бед и преследований продолжалась вплоть до прекращения существования Польского королевства.

То было время глубокого кризиса Польши. Королевская власть превратилась в фикцию. Вся сила перешла в руки крупных землевладельцев и, что еще хуже, католического духовенства, ненавидевшего евреев по религиозным мотивам. Священников поддерживали горожане по причинам экономическим и национальным. Торговцы ненавидели конкурентов. Они добились от слабого короля запрета евреям заниматься торговлей и промышленностью, и тысячи евреев оказались без средств существования. Им остался только один источник доходов — производство и продажа водки. Эта область промышленности являлась монополией короля и его министров, и они «сдавали» ее евреям в аренду за большие деньги.

Многие евреи были вынуждены переехать из города в деревни и открыть там трактиры. Благосостояние арендаторов зависело от доброй воли помещика. Положение их было вдвойне тяжелым из-за оторванности от еврейской общины. Кроме того, на них обрушивалась ненависть, и зависть крестьян, видевших в арендаторе того, кто тянет из их карманов деньги, добытые тяжелым трудом. В довершение всего ненависть к евреям разжигали священники.

Между двух огней

Но больше всего страдали евреи от беспрерывных войн, которые велись на польской земле. Когда войска шведского короля Карла XII захватили большую часть Польши, евреи по требованию шведов заплатили огромные деньги, чтобы откупиться от преследований. Поляки увидели в этом измену. И, когда полякам с помощью русских удалось изгнать шведов, они отомстили «изменникам». Та же участь ожидала евреев но времена распрей между помещиками. Когда один из них побеждал другого, евреи вынуждены были выкупать свои жизни. Когда побежденный отбирал свои земли назад, он наказывал евреев за «поддержку» врага.

В Средние века в Западной Европе «кровавый навет» был самым простым средством для того, чтобы убить еврея-соседа и разграбить его имущество. То же самое повторялось теперь в Польше. Тысячи евреев Польши стали жертвами корыстолюбивых соседей. В галицийском городе Сандомирж (Цосмир) нищая женщина подложила своего мертвого ребенка в церковь для того, чтобы не тратить деньги на похороны. Женщину поймали, и местный священник приказал пытать ее. Та под пыткой «созналась» в том, что от нее требовали: дескать, она продала своего ребенка еврею Бараку — главе местной общины. Священник объявил, что евреи зарезали ребенка, более того — он наглядно продемонстрировал «чудо»: приказав поставить Барака рядом с телом ребенка, объявил, что если на младенце появится свежая кровь,, то это будет ярким доказательством того, что Барак — убийца. Несчастный еврей видел, что перед «демонстрацией» поп зарезал над ребенком голубя, и попросил отправить кровь на исследование. Ему в этом отказали. Терзаемый пытками Барак не признался в убийстве, но был осужден на смертную казнь. Все это случилось в 5458 (1698) году.

Еще один инспирированным судебный процесс с подобным сюжетом вынудил короля издать постановление об изгнании евреев.

В своих наветах судьи ссылались на «экспертное заключение» некоего крещеного еврея, написавшего «труд» о том, каким способом у евреев положено резать христианского младенца. Совет Земель обратился к королю с просьбой устроить диспут между раввинами и вероотступником. Члены Совета надеялись сделать очевидной для всех психическую неполноценность клеветника. Король назначил диспут в Варшаве, но вероотступник не явился, что, впрочем, не помешало церкви продолжать ссылаться на этот «труд».

Добиться оправдания удавалось очень редко. В 5497 (1737) году были арестованы члены общины города Познани. Некоторые из них погибли под пыткой, остальные были осуждены на смерть. Только в последний момент, благодаря экспертному заключению профессора Венского университета, который поклялся, что обвинение в ритуальном убийстве не имеет под собой никаких оснований, приговор был отменен. После четырехлетнего заключения осужденных выпустили из тюрьмы.

Прижившийся в Польше «кровавый навет» погубил сотни евреев. Спасение пришло от жившего в Риме просвещенного кардинала Ганганелли. С согласия Римского папы он отправил в Польшу письмо, в котором писал, что нет никаких оснований считать, что евреи пользуются человеческой кровью в ритуальных целях, и категорически запретил обвинять их в этом преступлении. Однако польская церковь отказалась распространять это послание, и антисемитская волна, связанная с обвинением в употреблении человеческой крови, поднималась еще несколько раз, пока в 5523 (1763) году посланник папского престола при варшавском дворе категорически не потребовал прекратить клеветническую кампанию. Король издал указ, по которому стало невозможным привлечь еврея к суду по такому обвинению, и эпидемия кровавых наветов затихла.

Кровавая земля Украины

Страшен был год 5528 (1768) для евреев Юго-Восточной Польши. В этом году русская армия вошла на польскую часть территории Украины. Ее жители, сородичи и соплеменники казаков Хмельницкого, напали на оставшихся на их земле поляков и евреев. Вновь прокатилась полна погромов, тысячи евреев были убиты. Страшная трагедия произошла в городе Умань. После того как союзники евреев, поляки, договорились с украинцами о собственной безопасности, они открыли ворота города. Погромщики перебили много евреев, а за жизнь оставшихся потребовали выкуп у Совета Земель. Получив деньги, они продолжили резню. Последние евреи города укрепились в синагоге и вели оттуда отчаянную оборону. Нападавшие разбили дверь пушечным выстрелом и перебили защитников. Покончив с евреями, бандиты набросились на поляков и вырезали польское население города.

Трагедия Умани повторилась еще в нескольких городах Украины. Только после того как императрица Екатерина увидела, что бандиты начали угрожать ее исконным землям, она приказала остановить погромщиков.

Конец Совета Земель

Мы упоминали, что после трагедии 5408 (1648) года организационное и духовное влияние Совета Четырех Земель упало. На заседаниях польского сейма снова и снова поднимался вопрос об упразднении сильной самостоятельной еврейской организации, которая, собирая необходимые государству налоги, обладала достаточным весом и защищала евреев. В 5524 (1764) голу все права Совета Земель были отменены и его съезды запрещены. Правительство окруженной врагами погибающей Полыни нашло время разрушить уникальный орган самоуправления польского еврейства.

Восьмью годами позже произошел первый раздел Польши (5532/1772). А вскоре страна, принесшая в жертву своих евреев, прекратила самостоятельное существование. Часть польской нации осталась в усеченной Польше, часть попала под власть Австрии, Пруссии или России. То же самое произошло и с польскими евреями: они стали гражданами Пруссии, Австрии и России.

Публикуется с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?