Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

(ויהי בארבעים שנה בעשתי-עשר חדש" (א, ג"

“И вот, в сороковом году, в одинадцатом месяце, первого дня того месяца” (1:3)

Есть вещи, которые человек понимает только перед смертью (Раши).

Двести лет тому назад сефардскую общину Эрец Исраэль возглавлял раби Йом Тов Данун. Однажды он поспорил с р. Элиэзером Хазаном, сыном предшествующего Главного равина. И, как положено мудрецам Торы, предложил р. Йом Тов вынести спор на суд Торы и принять решения суда. Раби Элиэзер согласился, но ни один мудрец Иерусалима не решился быть судьёй между двумя гигантами Торы.

Сказал тогда р. Йом Тов р. Элиэзеру: “Что будем делать? Если нет суда внизу – есть суд на небесах. Давай передадим суд в руки Б-жьи!”

Согласился Р. Элиэзер.

Вечером девятого ава члены погребального общества были призваны к постели неожиданно заболевшего р. Элиэзера. Его состояние ухудшалось с минуты на минуту. Вдруг он спросил глаза и спросил: “Поступили какие-то вести от р. Йом Това Дануна?”

Присутствующие испугались. Тут вдруг ворвался гонец с сообщением, что р. Йом Тов Данун умер. Тут же р. Элиэзер положил руки на глаза, прочитал “Шма Исраэль”, повернулся на правый бок, закрыл глаза и… отдал Б-гу душу, чтобы предстать вместе с р. Йом Тов Дануном перед Б-жьим судом и выслушать его решение...

(ואקח את-ראשי שבטיהם אנשים הכמים וידעים ואתן אותם ראשים עליכם" (א, ט"ו"

“И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и знатных, и назначил их начальниками над нами” (1:15)

Раби Элияу Мани жил очень простой жизнью, удовлетворялся малым и старался ничего ни у кого не просить. Когда в Хевроне вспыхнула эпидемия холеры, то рав не боялся выйти из дома и ходить по больным, чтобы помочь им, говоря при этом, что посланным исполнять заповедь не причиняют вреда. Руководители общины просили рава стать главным равом Хеврона, но только в 5625 г. (1865 г.) согласился при условии, что не получит никакой оплаты. И потому на печати рава было написано: “Служитель священного города Хеврона во имя Творца”.

* * *

К раву Халеба (Арам Цовы) р. Эзре Хамави приходили судиться не только евреи, но и многие наслышанные мудрости рава неевреи. Однажды один почтенный мусульманин пришёл домой и попросил у жены чашку кофе, чтобы выпить его вместе с пирожным. Приготовление кофе затянулось, араб рассердился, начал есть пирожное и объявил, что, если съест пирожное до того, как будет готово кофе – то он даст развод жене!

Угольная печка разогревалась очень медленно, и муж закончил есть пирожное – но кофе ещё не был готов. По законам ислама развод вступил в силу. Побежал муж к кади, обратился к шейху – но они не нашли пути вернуть жену.

“Есть только одна возможность, – сказали мужу, – обратиться к раву, способному благодаря своей мудрости решать сложные проблемы”. Обратился араб к р. Эзре и рассказал, что случилось.

К удивлению араба, спросил рав: “Пирожное было пористое или твёрдое?”

Ответил муж: “Пирожное было твёрдым, но какое это имеет отношение к делу?”

Сказал рав: “Если твёрдое, то, конечно, должны остаться и крошки на месте еды...”

Широкая улыбка распространилась на лице мусульманина. Он побежал домой и нашёл несколько крошек на полу – на том месте, где ел.

“Завтра, – сказал жене, – приготовь чашку кофе перед тем, как я съем эти оставшиеся крошки...!”

Так узнали все о мудрости рава...

(לא תגורו מפני-איש כי המשפט לאלקים הוא" (א, י"ז"

...не бойтесь никакого человека, ибо суд – от Б-га”(1:17)

Покойный рав города Акко р. Лопес часто повторял: «Тот, кто говорит правду, повторяет свои слова, пока они не проникнут в сердца слушателей». И добавлял: «А тот, кто меняет свои слова, говорит неправду, и нет шансов, что слова его будут приняты».

За несколько месяцев до начала войны в Персидском заливе (1991), когда о ней еще никто не думал, сказал рав: «Знайте, что скоро услышите взрывы, и страх охватит народ Израиля», – и повторял эти слова постоянно.

Когда же война началась, сказал рав: «Все это Г-сподь делает, чтобы мы раскаялись», – и добавил еще: «Не бойтесь: с тем, кто верен Торе, ничего не случится. Только будет страх в народе, но никто не пострадает». Слова рава полностью подтвердились. В начале войны иракцы послали две ракеты в район Акко. Первая ракета упала возле нефтеперерабатывающего завода, где сосредоточены большие запасы нефти и топлива, но случилось чудо – ракета «промахнулась» на несколько сот метров... Вторая ракета упала вблизи предприятия оборонной промышленности и чудом не принесла никакого вреда.

Рав Ашер Хадад вспоминает о первых днях войны: «В ту ночь было очень страшно, никто не знал, что может произойти. Вначале думали молиться дома, но утром решил я пойти в синагогу вместе с другом. Придя в синагогу, застали рава Лопеса за изучением Торы. Он сказал нам: «Почему не принесли противогазы?» Когда мы не ответили, то продолжил, улыбаясь: «Не бойтесь, сохраните противогазы на Пурим».

Незадолго до кончины рав узнал о соглашениях Осло. Рав не мог успокоиться и говорил всем, в том числе своему зятю, главному сефардскому раввину Исраэля р. Бакши-Дорону: «Вы еще увидите, что вследствие этих лживых соглашений, прольется много крови среди народа Израиля». Но при этом всегда подчеркивал: «Должны знать, что все – от Б-га».

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?