Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Взгляды на роль чудес в укреплении веры и на свободу воли человека во времена Машиаха

Мнение Рамбана и мудрецов Каббалы

«И обрежет (וּמָל — у-маль) Бог сердце твое — как об этом говорили мудрецы Талмуда: “Стремящемуся очиститься помогают [с Небес]”. Иными словами, Всевышний обещает тебе, что ты вернешься к Нему всем сердцем, и Он поможет тебе.

Из рассказанного в Торе видно, что со времени сотворения мира человек обладал возможностью, следуя своей воле, стать праведником или нечестивцем. И так же было всё время после получения Торы: человек удостаивался заслуг за выбор доброго пути и получал наказание за выбор дурного. Но в эпоху Машиаха выбор доброго пути станет для людей естественным, а их сердца не будут вожделеть недостойного и вообще не будут стремиться к нечистоте. Это и есть упомянутое здесь “обрезание сердца”. Ведь вожделение — это та “оболочка” (ערלה — орла), которую удаляют при “обрезании”, чтобы сердце не было увлекаемо страстями и не вожделело. В те времена люди вернутся к состоянию Первого Человека до его греха, когда он по своей природе делал то, что следует делать, и у него не было желания поступать иначе, как я объяснял в главе “Берешит”.

Об этом же написано у пророка Ирмеи: “Вот, наступят дни, — сказал Б-г, когда Я заключу новый союз с домом Израиля и с домом Йеуды. Не такой союз, какой Я заключил с их отцами…, а такой союз, какой Я заключу с домом Израиля после тех дней, — сказал Б-г, — вложу Я Тору Мою в их нутро, в их сердца впишу Я ее…” (Ирмея 31:30-32). Тогда будет устранено дурное влечение (йецер а-ра), и сердце естественным образом станет приводить человека к верным поступкам. И поэтому там далее написано: “…И буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом, и не станет человек учить ближнего своего и брата своего, говоря: “Познайте Б-га”, ибо все они от мала до велика будут знать Меня, сказал Б-г” (там же 31:32-33). Как известно, “побуждения человека злы от юности его”, и необходимо научить его доброму пути. Но в те времена обучать его не будет нужды, ведь дурное влечение совершенно перестанет существовать.

И так же сказано у пророка Йехезкеля: “И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас, и удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти, …и сделаю, что законам Моим следовать будете и уставы Мои соблюдать, и поступать по ним” (Йехезкель 36:26-27). “Сердце новое” — это намек на иную природу человека, а “дух” — это стремления и желания.

И в том же смысле мудрецы Талмуда толкуют стих: “И придут годы, когда ты скажешь: Нет у меня желаний” (Коэлет 12:1) — это эпоха Машиаха, когда не будет ни заслуг, ни вины. В эпоху Машиаха у людей не будет “желаний”, но они станут по своему естеству совершать верные поступки. Поэтому-то “не будет ни заслуг, ни вины” — ведь заслуга и наказание связаны с желаниями и влечениями». (Рамбан, комм. на Дварим 30:6).

Рамбан устанавливает hалаху по мнению рабби Йоханана, что свобода воли будет отсутствовать в дни Мессии. Он также атакует позицию Рамбама, мы приведем его основные слова:

«Итак, обобщим: все обетования Торы, которые касаются многих людей, как благие обетования, так и обетования беды, все они являются постоянными чудесами и знамениями, потому и говорил о них Творец в Своей Торе, как я поясню…

Поэтому вызывают удивление слова Рамбама, умаляющего роль чудес и укрепляющего законы природы, говоря, что чудеса будут происходить лишь временно, а это знамения, несущие постоянный характер, и сам он признал это, и написал об этом в послании “О воскресении мертвых”, и коли так, зачем говорил он о стихе “и лев, подобно ягненку, станет есть траву” такие слова: “Теперь же, видьте, общины Израиля, можете ли подумать вы, что лев теперь, в наше время — злодей, а в те дни он покается, познает Творца своего и станет избегать брать в пищу плоть растерзанного им зверя?!”

Но вот уже написано в обетованиях: “И устраню Я зверя хищного с земли”. И так учили мы в брайте: рабби Йеуда говорит: “Устранит их из мира”, рабби Шимон говорит: “Устранит в том смыле, что они не будут вредить”. Сказал рабби Шимон: “Когда большая слава Творцу: когда нет вредоносных существ или, когда они есть, но не вредят? Так говорит Писание: “Псалом песни в день Шабата” — когда устраняет (“машбит”) Он вредоносных существ, чтобы они не вредили. И так сказано: “И будет жить волк с овцой”, и еще: “И будет играть дитя у норы змеи” — отсюда учим мы, что будет ребенок израильский протягивать палец свой внутрь глаза змеи…” Такова брайта, приведенная в Сифра, и общины Израиля не устранили ее оттуда, и скажем ли мы, как говорит рабби Йеуда или как рабби Шимон, стих “и лев подобно быку станет есть сено” имеет буквальный смысл, ибо в Торе сказано четко, что Израиль, который служит Творцу, в отличии от других народов, о нем написано: “И устраню Я зверя хищного с земли”, т.е. из страны Израиля, а по мнению рабби Шимона, устранит — в смысле, что они не будут вредить по всей стране Израиля, как в Иерусалиме, как сказали мудрецы: “И не вредили змей и скорпион в Иерусалиме”» (Рамбан, речь «Торат а-Шем Тмима»).

Получается, что Рамбан доказывает из Сифра, что привычный миропорядок изменится в дни Мессии, и представляется, что это является следствием исчезновения злого начала в те дни, исчезновения свободы выбора, ибо грех является причиной ущербности жизни.

«А в дни Машиаха, о которых сказано: “Ибо тогда сделаю Я народам язык ясный, дабы все взывали к имени Господа и служили ему единым плечом”, совсем устранит их из мира, и об этом речь была в той брайте, и об этом говорит Писание: “Псалом песни в день Шабата”, и еще: “И будет жить волк с овцой”, “значит, ребенок израильский будет протягивать палец внутрь…”, и в доказательство сказанному о днях Машиаха приводит стихи благословения, ибо два этих срока совпадают: один касается страны Израиля, а другой — всего мира.

И представляется так, что грех первого человека повлек за собой хищность зверей, ибо написано: “И вражду положу между тобой и между женщиной… он будет жалить тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” — то есть, змей жалит в пяту только вследствие этой вражды, и это же касается всех других зверей, и вполне возможно, что звери не охотились друг на друга, пока не согрешил Адам и земля не была проклята из-за него, и это положение прекратится в дни Машиаха, и я еще упомяну об этом, с Б-жьей помощью» (Рамбан, речь «Торат а-Шем Тмима»).

Равновесие между двумя позициями

Есть толкователи, которые пытаются найти точку равновесия между двумя этими мнениями Шмуэля и рабби Йоханана, согласно тому, что мы находим в словах наших мудрецов о том, что в дни Машиаха вначале будут сорок лет, когда Машиах будет воевать с народами и собирать рассеяние Израиля, а затем произойдет воскресение мертвых (его первая часть).

Получается, слова Шмуэля относятся к дням, предшествующим воскресению мертвых. В эти дни Израиль вернется к своему прежнему высокому положению, соберутся колена и воздадут отмщение народам, в стране Израиля будет изобилие, и все будут обитать в покое, каждый на своем месте. Храм будет отстроен, пророчество вернется, как ранее оно было в Израиле в эпоху его славы. Во всех этих явлениях нет изменения законов природы, и это будет происходить в эпоху, предшествующую воскресению мертвых.

Начиная с дней, называемых «будущий мир», законы миропорядка претерпят изменение, как об этом предсказывали пророки. Творец уберет из мира злое начало, и сердца всех людей будут стремиться служить Ему, взывая к Его имени, над злодеями будет совершен суд, а праведные будут оправданы. Таковы слова Абарбанэля.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?