Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По мнению Рамбама, в дни Машиаха естественный ход событий не нарушится, а законы природы не изменятся. Как воспринимать пророчества о волке и агнце, возлежащих рядом.

Спор рабби Йоханана и Шмуэля

«И сказал рабби Хия бар Аба, сказал рабби Йоханан: Все пророки говорили лишь о днях Мессии, но будущий мир — “не видел того глаз, но лишь Ты, Боже”, и спорят они со Шмуэлем, ибо так сказал Шмуэль: Нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, как сказано: “Ибо не исчезнет нищий из среды земли”» (Брахот 34б).

То же касается и исчезновения свободы выбора, говорит Гемара: «“… и не наступили годы, о которых скажешь ты: нет у меня в них проку” (Коэлет 12:1) — это дни Машиаха, когда нет ни заслуг, ни провинностей, здесь спор со Шмуэлем, ибо так сказал Шмуэль: Нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, как сказано: “Ибо не исчезнет нищий из среды земли”» (Шабат 151б).

Это спор лежит в основе спора между Рамбамом и мудрецами Каббалы относительно сути дней Машиаха. В этой главе мы разъясним слова наших учителей в том, что касается этого спора, особо подробно остановимся на словах Рамбама, а слова мудрецов Каббалы рассмотрим в следующей главе.

Позиция Рамбама

«Не думай, что в дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаяhу: “И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядом с ягненком” (Йешаяhу, 11:6) — образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире с неевреями. Ибо злодеи-язычники уподоблены волкам и барсам, как сказано: “Степные волки будут нападать на них и барсы — подстерегать у городов их” (Ирмеяhу, 6:5). [И в дни Машиаха] все они примут истинную веру и не будут грабить и разрушать, но станут есть только дозволенное им Всевышним, живя в мире с Израилем, как сказано: “И лев по утрам будет есть солому” (Йешаягу, 11:7). Подобно этому и все предсказания о днях Машиаха следует понимать иносказательно. И лишь во времена Машиаха станет понятно всем, что именно подразумевали такие выражения, на что они намекали.

Сказали мудрецы: “Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями” (Брахот, 346). Из чтения книг пророков, насколько можно понять сказанное в них, складывается следующая картина: в начале времени Машиаха будет война Гога и Магога. Перед этим явится пророк, чтобы наставить сынов Израиля на праведный путь и подготовить их сердца [к приходу Машиаха], как сказано: “Вот Я посылаю к вам пророка Элияhу…” (Малахи, 3:23). Он не будет объявлять чистое нечистым и нечистое чистым; людей, принятых общиной, не станет удалять из нее, а людей, отделенных от общины, он не будет в нее принимать, но для того придет он, чтобы установить мир среди людей, как сказано: “И обратит он сердца отцов к детям…” (Малахи, 3:24). А некоторые из мудрецов говорят, что Элиягу придет раньше Машиаха. Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи Танаха, [говорящие о Машиахе], и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе. Во всяком случае, нет обязательной для принятия версии о порядке событий [во времена Машиаха] и деталях того, что произойдет». (Рамбам, законы о царях, гл. 12).

И так объясняет Рамбам в предисловии к тринадцати основам веры:

«Дни Машиаха» — это период, когда сыны Израиля вновь обретут царство и возвратятся на землю Израиля. И будет тот царь чрезвычайно велик, и его царский дом в Ционе прославится, и слава его распространится меж всех народов больше, чем (слава) царя Шломо. И все народы заключат с ним мир, и все земли будут служить ему из-за его праведности великой и из-за чудес, при его посредстве сотворенных. А всякого, кто против него восстанет, Вевышний погубит и предаст ему в руки. И все стихи Писания свидетельствуют о его успехе и о нашем успехе вместе с ним. В окружающей действительности ничто не изменится по сравнению с тем, что есть ныне, и только царство возвратится к Израилю. Таковы слова мудрецов: «Этот мир от дней Машиаха отличается лишь порабощением царствами» (Брахот 34б). И будут в его дни богатые и бедные, сильные и слабые по сравнению с другими.

И вот что он пишет касательно царя Машиаха:

«Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно, ибо раби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был соратником царя бен Козивы (бар Кохбы) и считал его Машиахом. И он, и все мудрецы его поколения полагали, что это так, до тех пор, пока тот не был убит за грехи свои. И только после этого они убедились, что он не Машиах. И не просили от него мудрецы сотворить чудо, чтобы признать его Машиахом… Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он — вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Машиах». (Рамбам, законы о царях, гл. 11).

Представляется, согласно простому пониманию, что Рамбам устанавливает алаху по мнению Шмуэля, и это подтверждает в своих словах автор комментария «Кэсэф Мишнэ» (законы о царях гл. 11).

Слова автора комментария «Лехем Мишнэ»

Комментатор «Лехем Мишнэ» (законы о покаянии, 8:7) подробно объясняет, каким образом из слов Рамбама в двух местах следует, что невозможно сказать, что он придерживается мнения Шмуэля. Прежде всего, Рамбам в законах о покаянии (8:7) приводит слова рабби Йоханана: «Сказали мудрецы: все пророки говорили лишь о днях Мессии, но будущий мир — не видел того глаз, но лишь ты, Боже».

Во-вторых, в законах Шабата (19:1) пишет Рамбам, что тот, кто выходит с мечом и луком в общественное владение в Шаббат, должен принести жертву за грех, поскольку эти предметы не являются украшением, ибо их не будет в дни Мессии (таково мнение мудрецов в трактате Шаббат 63а), а там Гемара разъясняет, что это мнение не соответствует позиции Шмуэля, а коли так, невозможно сказать, что Рамбам полностью устанавливает hалаху согласно мнению Шмуэля. Но приходится утверждать, что мнение Рамбама есть некая средняя позиция между Шмуэлем и мудрецами.

И там «Лехэм Мишнэ» объясняет, что позиция Рамбама заключается в том, что и мудрецы согласны с тем, что те стихи, где говорится об изменении законов природы, относятся лишь к будущему миру, и это соответствует словам Рамбама о стихе «и будет жить волк с овцой», которые мы привели выше, где он пишет, что это лишь образ, ибо в дни Машиаха мир продолжит жить по своим обычным законам. Но вещи, не нарушающие обычный миропорядок, как, например, прекращение использования оружия, и тому подобные вещи, являются пророчествами о днях Мессии. И об этом сказали: «Все пророки говорили лишь о днях Мессии». А Шмуэль полагает, что не будет вообще никакого изменения в дни Машиаха, даже в том, что касается вещей, не нарушающих законы природы, ибо свое мнение он выводит из сказанного в Писании: «Ибо не исчезнет нищий с лица земли». Эту идею мы используем в дальнейшем для понимания другого трудного места в позиции Рамбама.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?