Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек сотворен по «образу Б-га». Его долг и цель — следовать путями Всевышнего, уподобиться Создателю: как Он сотворил Свой мир милосердием, так и человек обязан строить свой мир милосердием

[1]«Раббан Гамлиэль, сын рабби Йеуды Анаси, сказал: на третий день после совершения нашим праотцом Авраамом обрезания очень сильно болела его рана. Что же содеял Всевышний, чтобы испытать его? — Он проделал отверстие, ведущее в Геином, и разогрел весь мир так, как это будет в день наказания злодеев» (Мидраш Рабба, Берешит, гл. Вайера).

 

Наш праотец Авраам присматривался к величественному дворцу, изучал и исследовал его, пока ему не открылся его Хозяин. Он постигал Творца и Правителя мира, изучал Его пути и способы управления Творением, пока не пришел к пониманию самого главного: мир основан на милосердии. Содержание и форма всего сотворенного Всевышним — милосердие, каждая частица мироздания исполнена милости, исключительной в своем роде и не похожей ни на что другое. Все мироздание — удивительный результат благословения: «Милосердием Г-спода полна земля…»[2]

И поскольку человек сотворен по «образу Б-га», его долг и цель — следовать путями Всевышнего, уподобиться Создателю: как Он сотворил Свой мир милосердием, так и человек обязан строить свой мир милосердием. Это качество должно проявляться во всех его поступках и намерениях. Всевышний дарует Своим созданиям добро, насыщает все живое благоволением, каждому дает все необходимое согласно его природе, потребностям и желаниям. Так и человек обязан оказывать добро всем творениям, каждому — по его характеру и склонностям. Очень непросто исполнить этот долг, нужно быть очень мудрым и глубоко проникнуть в суть душевных сил человека, его природу и чувства и одарить его именно тем, в чем тот действительно нуждается. И после того как наш праотец Авраам глубоко постиг сущность человека, сотворенного по «образу Б-га», он открыл для себя, что царские почет и наслаждения — это и есть милосердие, которого достоин любой из людей. И тогда он начал творить добрые дела: каждого гостя приглашал в свой дом, кормил, поил и относился к нему с большим уважением. Наш праотец Авраам, отец всего мира, лично прислуживал самым заурядным людям, поклонявшимся пыли на своих ногах.

Что же сделал Всевышний, чтобы его испытать? Он проделал отверстие в Геиноме, и в мир спустилась небывалая жара, превратившая его в пылающую печь Преисподней! Люди не выходили в дорогу, некому было оказать милость, и по нашим представлениям Авраам был свободен от заповеди гостеприимства. Как нам кажется, наш долг делать добро тому, кто в нем нуждается, а в тот день никто не решался отправиться в путь и не было места гостеприимству. Как же поступил Авраам? Он сел у входа в шатер и ждал… Его милосердие не исчерпалось, его представление о добре не изменилось, поскольку он воспринял его непосредственно из Источника. И это Учение требует: твори милосердие согласно путям Г-спода!

Милосердие только нуждающимся в нем не является совершенным. Это мы учим из деяний Всевышнего, Который сотворил мир, дабы наполнить его добром. Он создал прекрасный мир еще до сотворения человека, заранее заложив в него милосердие и благо. Так же обязан поступать и ты —разыскивать возможности творить добро. А если ты не способен реализовать свое предназначение, значит еще далек от совершенства.

Любовь Авраама к милосердию не позволяла ему ни дня провести без гостей. Он не желал освободить себя от исполнения заповеди гостеприимства даже в состоянии опасности: «Он послал своего раба Элиэзера на поиски гостей. Тот пошел, но никого не нашел. Тогда Авраам решил: нельзя доверять рабам!»[3] Вот, даже на такого раба, который «…черпал из Учения своего господина и поил других»[4], нельзя полагаться, если он не нашел путников. И Авраам вышел на их поиски, а не стал ждать, пока они сами придут к нему и он подаст им угощение, превосходящее любую царскую трапезу.

В тот день изменилось все мироздание: на земле — Геином, нет прохожих, Авраам лишен возможности оказывать людям добро и уподобиться своему Творцу. Он жаждал творить милосердие, но не мог найти нуждающегося в его заботе. Опечаленный, он сидел у входа в шатер, преисполненный желания совершать истинное милосердие, дабы следовать путями Всевышнего. И Б-г увидел его боль и послал к нему ангелов в образе людей. С Небес Аврааму помогли совершить деяние, подобное милосердию Г-спода. И только для того, чтобы он смог воплотить свое желание сделать добро, для него были сотворены особые создания — ангелы, способные есть, как люди.

Если кто-то скажет, что ангелы в гостях у Авраама не ели, — это пустые слова: «Ради этого праведника и в награду за его служение Всевышний открыл их уста, как сказано: “…и он стоит рядом с ними под деревом, и они ели”[5]»[6]. Авраам удостоился совершить деяние, подобное милосердию Всевышнего, превышающее возможности человека. И для него были сотворены особые создания, чтобы он мог позаботиться о них, как того жаждало его сердце, согласно его страстному желанию уподобиться Г-споду.

Наш праотец видел, насколько весь Б-жественный мир наделен добром, и в своей мудрости понимал, что не только Ган Эден, но и Геином полон Его милосердия: «И увидел Б-г все, что Он содеял, и вот — очень хорошо…»[7], — сказано о Геиноме — самом ужасном месте, где грешники претерпевают тяжкие и горькие мучения. И это без всякого преувеличения — не что иное, как вечное милосердие, подобное Ган Эдену. Из Геинома слышатся стенания нечестивцев: «Хорошо Ты осудил, правильно обвинил!» Они воспринимают свое наказание как добро, ощущают милосердие Всевышнего: ведь благодаря страданиям они постигают величие Творца в чистоте и ясности, сокращается расстояние, отдаляющее их от истины, и с каждым мгновением они приближаются к Источнику всех благ и наслаждений. Всевышний сказал Аврааму: «Возьми, пожалуйста, сына твоего, единственного у тебя, которого ты любишь, Ицхака, и иди ради себя в Землю Мориа, и вознеси его там в жертву Всесожжения на одной из гор, о которой Я скажу тебе»[8], и каждое следующее слово усиливало его испытание. С той же готовностью и душевной радостью, с таким же полным сердцем, как всякий раз, когда Авраам кормил голодного и поил жаждущего, он отправился вознести на жертвенник своего любимого сына, поскольку всецело осознавал милосердие Б-га, наполняющее все мироздание от вершин Ган Эдена до бездн Геинома. Желание Всевышнего — даровать добро Своим созданиям, творить для них милосердие, и Его повеление принести в жертву единственного и долгожданного сына — так же вечное милосердие, прозвучавшее в обещании: «…ибо в Ицхаке наречется род тебе»[9]. Это тоже было испытанием: насколько глубоко Авраам постиг милосердие Б-га, наполняющее все мироздание. И наш праотец устоял в нем!

Когда Авраам выдержал испытание жертвоприношения Ицхака, Всевышний сказал ему: «Не простри руки твоей к юноше и не делай ему ничего, ибо теперь Я знаю, что ты трепещешь перед Б-гом…»[10] Мироздание зиждется на мудрости и милосердии; мудрость — это фундамент здания милосердия: «Ибо сказал я: мир построен на милосердии; Небеса — на них Ты утвердил верность Свою»[11] и «Г-сподь мудростью основал землю, утвердил Небеса пониманием»[12]. Милость Всевышнего проистекает из источника высшей мудрости, поэтому милосердие человека не достигает совершенства, если не проистекает из его мудрости. А что такое мудрость? — Трепет перед Небесами, как сказано: «Начало мудрости — трепет перед Г-сподом…»[13] Трепет — это духовная форма мудрости, выражение совершенного и всеобъемлющего осознания величия Творца и Его милосердия.

Отсутствие трепета перед Небесами приводит к ущербности в деяниях милосердия. О жителях Сдома, погрязших в грехе, свидетельствует Тора: «А жители Сдома дурны и грешны перед Г-сподом очень»[14]. О них сказал пророк Йехезкель: «Вот в чем заключалось беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом и покой были свойственны ей и дочерям ее, а руки бедного и нищего она не поддерживала»[15]. Претензия к жителям Сдома состояла в том, что им было чуждо милосердие, они знали своего Господина, но восстали против Него.

Недостаток милосердия свидетельствует об отсутствии трепета перед Небесами. Эти грешники не понимали сути милосердия Всевышнего, наполняющего землю, и не узрели Его особой милости лично к ним, давшей им «пресыщение хлебом и покой…» Это является признаком полного отсутствия трепета, о чем сказано: «…дурны и грешны перед Г-сподом очень»[16]. А милосердие Авраама достигло полного совершенства, источником которого была мудрость, то есть трепет перед Г-сподом и осознание Его безграничного милосердия.

Повествует Мидраш: «Рабби Йеуда бар Симон сказал: Авраам приглашал в гости путников. Когда они заканчивали трапезу, он обращался к ним: “Поблагодарите Творца мира!” Те недоумевали: “А как нам следует это сделать?” И он начинал их учить: “Произнесите: благословен Г-сподь, Б-г наш, ниспославший нам пищу…”»[17]. Милосердие человека, если оно проистекает из трепета перед Небесами, ведет к духовному возвышению также и принимающего помощь. Праведник не довольствуется оказанием материальной поддержки нуждающимся, он дает им возможность удостоиться вечного блага, осознать величие Б-га и Его милость, понять, что милосердием им воздал не человек, а Всевышний: «Благословен Г-сподь, Б-г наш, ниспославший нам пищу…»

Добрые дела человека — это средство раскрытия Б-жественного милосердия. Таковым было милосердие Авраама, проявлявшееся не только в материальном, но и духовном, сохранившееся навечно. И оно, подобно милосердию Г-спода, проистекало из источника мудрости, распространялось на все его поступки и начинания: от поддержки голодного хлебом до вознесения единственного сына на жертвенник. То же чувство, с которым он кормил путников, было в его сердце и тогда, когда он возлагал на жертвенник своего сына. Оно проистекало из мудрости, основа которой в трепете перед Небесами, и достигло таких высот, что Всевышний сказал Аврааму: «Не простри руки твоей к юноше и не делай ему ничего, ибо теперь Я знаю, что ты трепещешь перед Б-гом…»[18]

Награда за милосердие Авраама была дарована всему народу Израиля, который во время Исхода из Египта не мог ожидать ничего, кроме голода и жажды в пустыне, но в заслугу добрых дел Авраама удостоился небывалых чудес Всевышнего. Повествует Мидраш: «Ты сказал: “Я возьму ломоть хлеба, и подкрепите ваши сердца…”[19], — Ответил Всевышний: “В награду за это Я воздам твоим сыновьям: “И сказал Г-сподь Моше: вот, как дождь, Я дам вам хлеб с Небес…”[20] Благодаря куску хлеба для ангелов служения весь народ Израиля — шестьсот тысяч человек — удостоился мана в пустыне: “Хлеб великих ел человек, пищи послал Он вдоволь”[21] — пищи небесных ангелов. В награду за кувшин воды, который Авраам подал путникам: “Пусть возьмут немного воды, и омойте ваши ноги…”[22], Всевышний дал сынам Израиля колодец на все сорок лет их пребывания в пустыне. Благодаря тому, что “…он стоял возле них под деревом, и они ели”[23], народ Израиля удостоился Б-жественного сопровождения в пустыне: “И Г-сподь шел перед ними днем в столпе облачном, чтобы направлять их в пути, а ночью — в столпе огненном, чтобы светить им…”[24]”»[25].

При Исходе из Египта еврейский народ был наделен ангельским наслаждением и царским почетом: «Он нашел его в земле пустынной, где в хаосе завывало опустошение, Он ограждал его, основал его, берег, как зеницу ока Своего»[26]. И все это — в заслугу милосердия, оказанного Авраамом ангелам, поскольку оно было идеальным, подобно милосердию Всевышнего. Оно проистекало из основы мудрости, трепета и глубокого осознания качеств Всевышнего, благословение Которого наполняет все мироздание.

Авраам был вознагражден за свои деяния вечным милосердием Всевышнего ко всему народу Израиля до скончания всех веков не только в пустыне Синай, но и в Земле Кенаан. И в будущем мы тоже удостоимся безграничного блага в награду за милосердие Авраама. Рабби Элазар от имени рабби Симона сказал: в награду за кувшин воды, который Авраам подал путникам: «Пусть возьмут немного воды, и омойте ваши ноги…»[27], Всевышний воздал его потомкам. Об этом говорится так: «Тогда воспел Израиль эту Песнь: наполняйся, колодец, пойте ему. Колодец выкопали князья, вырыли его главы народа скипетром, посохами своими…»[28] Это произошло в пустыне Синай, а что сказано о Земле Израиля? — «А земля, куда вы переходите для наследования ее, — земля гор и долин, от дождя небесного она пьет воду. Земля, с которой Г-сподь, Б-г твой, требует всегда, глаза Г-спода, Б-га твоего, на ней от начала года до конца года»[29]. А что произойдет в будущем? — «И будет в тот день: изольются живые воды из Иерусалима…»[30]

Удивительно, как велика сила милосердия и сколь значима награда за него! И таково не только милосердие нашего праотца Авраама, который выстоял во всех испытаниях и сердце которого Всевышний нашел верным перед Собой. Даже если совершивший милосердный поступок — злодей, грехи которого превышают зло Сдома и Аморы, милосердие защищает его от гибели, и он удостаивается вечного блага.

Учил рабби Йеошуа, сын рабби Нехемьи: «Грехи колен Йеуды и Биньямина страшнее преступления Сдома. О Сдоме сказано: “…дурны и грешны перед Г-сподом очень”[31], а о еврейском народе говорится: “…преступление дома Израиля и Йеуды велико чрезмерно; и наполнилась земля эта кровью, а город полон неправды, ибо говорят они: оставил Г-сподь эту землю, и не видит Г-сподь…”[32] Из жителей Сдома никто не остался в живых, а еврейский народ удостоился спасения в заслугу верности Б-жественному Завету. И Всевышний изрек: “Они не позволили Мне уничтожить Мой мир”. Даже если “Преступление дочери народа Моего превысило грех Сдома, перевернутого в мгновение…”[33], милосердие народа Израиля защитит и избавит его от исчезновения, и он будет спасен. И об этом сказано: “Если бы Г-сподь Воинств не оставил нам немного уцелевших, как Сдом стали бы мы, уподобились бы Аморе”»[34]. Таков святой, возвышенный и вознесенный народ Израиля, которому принадлежит будущее, и он унаследует вечность.

«Каждый в Израиле должен говорить: когда же мои поступки достигнут уровня служения Авраама, Ицхака и Яакова?»[35] — когда мое милосердие уподобится милосердию Авраама, всецело основанному на трепете перед Небесами.


[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».

[2] Теилим 33:5.

[3] Бава Меция 86б.

[4] См. Раши, Берешит 15:2.

[5] Берешит 18:8.

[6] Тана Девей Элиягу.

[7] Берешит 1:31.

[8] Берешит 22:2.

[9] Берешит 21:12.

[10] Берешит 22:12.

[11] Теилим 89:3.

[12] Мишлей 3:19.

[13] Теилим 111:10.

[14] Берешит 13:13.

[15] Йехезкель 16:49.

[16] Берешит 13:13.

[17] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Вайера.

[18] Берешит 22:12.

[19] Берешит 18:5.

[20] Шмот 16:4.

[21] Теилим 78:25.

[22] Берешит 18:4.

[23] Берешит 18:8.

[24] Шмот 13:21.

[25] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Бешалах.

[26] Дварим 32:10.

[27] Берешит 18:4.

[28] Бемидбар 21:17-18.

[29] Дварим 11:11-12.

[30] Зехарья 14:8.

[31] Берешит 13:13.

[32] Йехезкель 9:9.

[33] Эйха 4:6.

[34] Йешаягу 1:9.

[35] Тана Девей Элиягу Рабба, гл. 25.

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?