Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ангелы народов поднимались по лестнице, чтобы возвеличиться, и потому прилагали усилия к тому, чтобы спустились другие, ведь когда один народ возвеличивается, другие опускаются

Притча.

Один человек умер и оставил после себя маленького сына, который получил в наследство от отца большой просторный дом. Суд назначил опекуна, чтобы сдал дом в аренду, пока ребенок не подрастет. Многие хотели арендовать дом и подняли его стоимость. Опекун сказал всем желающим: «Зачем вам ссориться? Арендуйте дом все вместе, как партнеры, и пусть каждый живет в нем определенное время, пока ребенок не вырастет». Так и поступили. Был составлен контракт, в котором оговаривалось, когда каждый из партнеров может жить в доме, но конечный срок истечения аренды последнего из них не был назначен, так как дом сдавался, пока ребенок не подрастет. А как только он вырастет, в любое время сможет забрать свой дом в свое владение.

Смысл этой притчи понятен. Всевышний видел, что народ Израиля еще не может воспринять благо, которое для него уготовано, как уже было сказано выше. Поэтому пока Он передал его ангелам народов мира, и они будут обладать им, пока мы не будем готовы принять это благо сами. Пока это не произойдет, каждому народу было отведена эпоха величия, начало и конец которой были четко установлены. Когда заканчивается время властвования одного народа, начинается эпоха величия другого. Но Эдому, которому суждено властвовать в мире последним, не было назначено время окончания эпохи царствования, так как когда придет время, Всевышний, который является истинным и единственным Царем, заберет у Эдома царство, как сказано: «И поднимутся избавители… и будет царствовать Б-г»[1]. И это то, что имелось в виду в Ялкут: «…вот ангелы Б-га поднимаются и опускаются по ней». Всевышний показал Яакову ангела, ответственного за Вавилон, который поднялся на семьдесят ступеней и спустился, затем ангела Мидии (и Персии), который поднялся на пятьдесят две ступени (и спустился), ангела Греции, который поднялся на сто восемьдесят ступеней (и спустился), а затем ангела Эдома, который все поднимался и поднимался. Яаков испугался, что он никогда не спустится. Сказал ему Всевышний: «Не трепещи, Исраэль». И так сказал Б-г Эдому: «Если поднимешься высоко, как орел. оттуда свергну Я тебя, — сказал Б-г» — то есть, Я сам, а потому нет нужды назначать время его спуска.

Следует еще сказать о том, что Всевышний не показал Яакову, когда спустится ангел Амалека (потомка Эдома — Эйсава), и упомянуть сказанное пророком: «Так сказал Б-г Эдому: . говорил в сердце своем: “Кто свергнет меня на землю?”»[2] И начнем с притчи.

Притча.

У одного человека была служанка, которая очень любила поесть. Дело доходило до того, что когда она собирала посуду со стола после еды, она соскребала прилипшие к ней остатки. Хозяевам не приходилось приказывать тщательно мыть посуду — она «вычищала» ее полностью. И хотя намеренья у хозяев и у служанки были разные, у них — чтобы посуда была чистой, а у нее — наесться, им это не мешало, так как в результате посуда была абсолютно чистая, что и требовалось. Однако при приближении праздника Песах, когда следует убрать из дома весь хамец, хозяин нанял работников, чтобы как следует вычистили всю посуду. Его спросили, зачем ему это понадобилось, почему он и теперь не дает служанке «вычистить» всю посуду от остатков пищи, и таким образом убрать из нее весь хамец? Он ответил: «В этой ситуации того, что она делает недостаточно. Ведь она чистит посуду только ради того, чтобы набить свой живот, а потому будет скрести только пока сможет набрать столько, сколько сможет положить в рот. Но я хочу убрать хамец, чтобы выполнить заповедь, а потому обязан нанять людей, которые тщательно прочистят всю посуду так, чтобы в ней не осталось абсолютно ничего».

Смысл этой притчи в том, что ангелы народов поднимались по лестнице, чтобы возвеличиться, и потому прилагали усилия к тому, чтобы спустились другие, ведь когда один народ возвеличивается, другие опускаются. И даже если от свергнутого со своего величия народа останутся бедные и немощные, на них не станут обращать внимания, так как время их народа прошло. Но последний народ, который придет к власти, Амалек, о котором сказано: «В конце навечно пропадет», не такой. Другие народы свергают своих предшественников, только чтобы иметь возможность возвеличиться самим, а потому не гонятся за слабыми и немощными, а оставляют их в покое. Но про народ Амалек сказано: «Не останется выжившего из дома Эйсава»[3] (Амалек его потомок), потому что: «И гнался за всеми слабыми твоими»[4] — Амалек хочет не просто царствовать сам, но и истребить других. Поэтому Б-г сам свергнет его, как сказано: «Война у Б-га с Амалеком»[5]. И это то, что говорит пророк: «И ополчусь Я против них, — сказал Б-г Воинств»[6] — Я сам. «И уничтожу Я у Вавилона имя и потомство — сына и внука». Амалек хочет не только властвовать, но и истребить другие народы, чтобы от них ничего не осталось. Об этом говорил пророк: «Если поднимешься высоко, как орел… оттуда свергну Я тебя, — сказал Б-г»[7] — Я сам. И разъясняет пророк: «Если воры пришли к тебе и грабители ночью. наворуют столько, сколько им требуется»[8].


[1] Овадья 1:21

[2] Овадья 1:1, 3

[3] Овадья 1:18

[4] Дварим 25:18

[5] Шмот 17:16

[6] Йешаяу 14:22

[7] Овадья 1:4

[8] Овадья 1:5

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?