Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Величие человека и уважение к каждой душе. Пример истории с Моше и Аароном, из которого ясна важность уважения даже в сложных ситуациях

«И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, все положил к его ногам» (Теилим 8:6-7).

Велик дух человека, возвышенна его душа — невообразимо вознесена — настолько, что невозможно представить. Она — «образ Б-га», часть Б-га Свыше… И сколь вознесен источник всех душ — столь же почитаема и каждая отдельная душа. Посягать на нее — значит покушаться на источник всех душ, на саму Б-жественность, и если только можно так сказать: «Дающий пощечину еврею — как будто заносит руку на Б-жественное присутствие…»[1] Такое воззрение на величие человека является ключом для понимания Торы и всех слов наших мудрецов, благословенной памяти.

«Пошли, прошу, с тем, с кем Ты пошлешь…»[2], — сказал Моше рабейну в ответ на обращение к нему Б-га вывести народ Израиля из Египта. Моше не захотел принять возложенную на него миссию, поскольку все эти годы во главе народа Израиля был его брат Аарон… Разве Моше мог занять его место? Ведь, возможно, это его расстроит! Всевышний ответил Моше: Аарон не опечалится из-за этого, а, наоборот, возрадуется, и об этом свидетельствует Тора: «Вот он выходит навстречу тебе и увидит тебя, и радость в сердце его»[3].

Задумайтесь, насколько это удивительно! Представьте себе: на одной чаше весов Избавление святого, стенающего в тяжком рабстве избранного народа, из крови которого египтяне готовят «целебные ванны» для фараона, а новорожденных еврейских детей замуровывают в стены. Речь идет о спасении всего народа, о принятии им Торы и заключении Завета с Г-сподом, что и является истинной причиной создания Небес и земли — целью Творения. А на другой чаше весов — опасение принизить почет одного-единственного человека, рожденного женщиной, нанести легчайшую обиду своему брату… Что должно перевесить? Что важнее? Мы поражены и изумлены! Ведь в чем вопрос: следует ли принимать во внимание возможное легкое огорчение одного человека в сравнении с Избавлением вечного народа? Моше настолько любит Общину Израиля, что готов отдать за нее свою жизнь, как видно из его слов: «Пусть пропадет Моше, но ни один из народа Израиля!»[4] Он глубоко размышляет над этим и обращается к Б-гу: «Пошли, прошу, с тем, с кем Ты пошлешь»[5]!

Моше понимал величие человека, постиг сущность «образа Б-га» и решил: «Я ни при каких обстоятельствах не готов посягнуть на почет моего брата, чтобы не огорчить его…» Душа — часть Б-га Свыше — обладает Б-жественными силами и в определенной мере уподобляется Всевышнему… И это касается всех составляющих человека, в том числе и дурного побуждения, о котором сказано — «божество чужое»[6], ибо и его размеры — Б-жественные…

Аарон — родоначальник коэнов — был необычайно возвышен, о чем сказано: «Будь среди учеников Аарона: люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе»[7]. «Милосердие и истина встретились, милость и мир соприкоснулись. Милосердие — это Аарон… Истина — это Моше… Милость — это Моше… Мир — это Аарон»[8]. Это не люди, которым свойственны милосердие и истина, не люди милости и мира; они сама суть милосердия и истины, милости и мира!

Сказано в Талмуде: «Своими качествами Моше и Аарон превзошли наших праотцов. Авраам произнес: “Я же — прах и пепел”[9]. Моше рабейну сказал еще больше: “Мы — ничто…”[10]»[11]. И разве можно хоть на миг заподозрить, что Аарон расстроится, если будет задет его почет? Ведь речь идет об «ангеле милосердия и мира» — разве следует опасаться хоть малейшего пробуждения в нем этого нечистого душевного качества? И когда? — В столь ответственный час и в таком ключевом вопросе, как Избавление Израиля… Мы поражены и изумлены: возможно ли такое? Но Моше — «человек Б-га»[12], господин всех пророков — думает по-другому: это все же возможно: «Небеса в их высях, и земля в ее безднах, и сердца царей непостижимы»[13]. Это чувство, пусть даже легчайшее и глубоко сокрытое, все же может возникнуть в сердце…

Моше постиг самые сокровенные тайны человеческой души, сущность «образа Б-га» и решил: «Я не посягну на почет моего брата, потому что это может его опечалить…» Но Всевышний Сам свидетельствует об Аароне: «Вот он выходит навстречу тебе и увидит тебя, и радость в сердце его»[14]. То, что Г-сподь возложил миссию освобождения Израиля на Моше, несомненно не огорчит Аарона.

Всевышний узрел невероятное величие души Аарона, благодаря которому он удостоился нагрудника Первосвященника, носимого на сердце.


[1] Сангедрин 58б.

[2] Шмот 4:13.

[3] Шмот 4:14.

[4] Мидраш Танхума, гл. Ваэтханан.

[5] Шмот 4:13.

[6] Шаббат 105б. «“Да не будет в тебе идола чужого, и не поклонись истукану чуждому” (Теилим 81:10). Что такое чужой идол, находящийся в человеке? — Это его дурное побуждение».

[7] Авот 1:12.

[8] Ялкут Шимони, гл. Шмот.

[9] Берешит 18:27.

[10] Шмот 16:7.

[11] Хулин 89а.

[12] Дварим 33:1.

[13] Мишлей 25:3.

[14] Шмот 4:14.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?