Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о богаче и двух сыновьях, или почему в Торе поменялся порядок слов

«И записал Моше места их стоянок во время переходов их, по приказу Б-га, и вот переходы их, в соответствии со стоянками»[1].

Многие мудрецы толковали, почему в конце стиха сказано «переходы их, в соответствии со стоянками» — в другом порядке, не как в начале.

Притча.

У одного богача были два сына. Он сосватал старшего сына и передал деньги, которые он обязался дать на свадьбу, посланнику. Второй сын видел, что отец щедро тратится на его брата и сказал отцу: «Почему ты и мне не даешь такие суммы? Чем я хуже?» Отец ответил: «Твоему брату пришло время жениться, и эти деньги — его приданое. А ты еще мал. Но ты можешь записать себе, какую сумму я дал твоему брату, и я подпишу, что и ты получишь такую сумму, когда женишься».
Сын так и поступил. Он записал себе, сколько отец дал старшему брату. Затем он увидел, что из лавки привезли разные дорогие ткани, и очень обрадовался. Но когда пришел портной, он стал мерить размеры старшего брата, а к нему не подошел.
Мальчик стал плакать: «Из всех этих тканей портной пошьет одежду только для моего брата, а мне ничего не сошьет!» Отец ответил: «Я ведь тебе уже сказал, что твой брат женится, и необходимо пошить ему одежду на свадьбу. Запиши себе, сколько одежды я велел пошить твоему брату, и, конечно, я тебе тоже пошью не меньше!» Мальчик не отходил от портного ни на шаг и записал каждый предмет одежды, а также все драгоценности, которые приготовили для невесты.
Когда мастера закончили пошив одежды и изготовление драгоценностей, отец жениха спрятал их в сундук, где они должны были храниться до свадьбы. Как-то утром он обнаружил, что сундук пропал. Он очень переживал, ведь день свадьбы близился. Он побежал в лавку, и принес новый материал, и снова послал за портным. Младший сын увидел, что снова шьют одежду, и тут же записал все, что шили.
Наконец, настал день свадьбы. Жених с младшим братом и тестем вышел погулять мимо виноградников, и стал описывать щедрость отца, который приготовил ему много одежды — на шабат и праздники, и на будние дни, по нескольку комплектов. Причем сделал это три или четыре раза, так как то, что он приготовил, было несколько раз украдено из дома. Младший брат возразил: «Дорогой брат, ты говоришь неверно!» Старший брат удивился: «Почему это? Разве ты не знаешь, что первые заготовленные для меня вещи были украдены, и пришлось шить все заново?! Это я и рассказываю!» Мальчик ответил: «Это было не так. Я хотел, чтобы отец приготовил побольше одежды для меня. Поэтому я поступал умно: науськивал воров, чтобы украли приготовленное, и отцу пришлось бы снова заказывать одежду. Таким образом, было пошито большое количество одежды, а я все тщательно записывал, ведь отец сказал, что к моей свадьбе приготовит мне такое же количество вещей, как к твоей. Поэтому ты рассуждал неправильно. Не шили повторно одежду из-за того, что украли первую, а наоборот, первую украли для того, чтобы пошили еще!»

Смысл этой притчи в том, что наш учитель Моше, да покоится с миром, записывал все, что происходило с народом во время странствований по пустыне — голод, жажда, войны. И это то, что сказано: «И записал Моше места их стоянок во время переходов…» — в память о том, что происходило в этих местах. Написано в Мидраше[2]: Сказано: «Вот переходы их…». На что это похоже? На царя, у которого болел сын. Он повез его в одно место на лечение. Когда они возвращались, отец начал перечислять все, что происходило в их поездке: «здесь остановились на ночлег, здесь было очень холодно, здесь у тебя болела голова». Так сказал Б-г Моше: «Перечисли все места, в которых они меня сердили!» И это то, что сказано: «Вот переходы». А чтобы человек не подумал, что происшествия эти случались из-за того, что народ попадал в эти места (то есть, что реальность каждого места влияла на поведение евреев — прим.), было сказано потом наоборот: «и вот переходы их, в соответствии со стоянками» — Всевышний специально повел народ через эти места, чтобы с ним случились те происшествия, которые случились. Это нужно было, чтобы заложить основу (по принципу «деяния отцов — знак для потомков» — маасэ авот симан ле-баним) для будущего спасения еврейского народа в его переходах по всему миру, и подготовкой к будущему полному избавлению.


[1] Бемидбар 33:2

[2] Мидраш Бемидбар Раба 23:3

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?