Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Реальная история о том, как десятилетний мальчик заключил «сделку с Б-гом»…

Нельзя сказать, чтобы Йонатан родился в самой обычной английской семье. Достаточно необычно уже то, что и его отец, и его дед были известными актерами. Дед Йонатана — Виктор Риетти — играл на сцене итальянского театра, а после продолжил актерскую карьеру в кино и на телевидении. Отец Йонатана — Роберт Риетти — начал работать в театре и кино еще будучи мальчиком, до Второй мировой войны, стал известен как непревзойденный мастер дубляжа, а свою последнюю роль в кино сыграл в 2001-м году.

От Йонатана ожидалось, что он продолжит актерскую династию, но он выбрал не самую популярную в Великобритании профессию и стал раввином.

Йонатан был старшим из детей. К тому времени, когда ему исполнилось 10 лет, он был твердо уверен в том, что все его беды происходят от его сестер-близнецов, которые были всего на год младше него. Вечно они дразнили его, подначивали, подшучивали над ним. Йони дрался с девчонками изо всех своих сил, но они неизменно побеждали: ведь сестры были вдвоем, а он один. Другого мальчика в их семье не было.

Йони лежал по ночам в своей кровати, изобретая разнообразные способы мести, но на деле ничего не работало и сёстры всегда побеждали. Родители же не хотели слушать его жалобы: «Ты старший, и ты мальчик. Ты должен быть примером!» — говорили ему.

Йони так устал от нападок своих сестер, что уже дошел в своих мечтах до убийства! Да, он точно решил, кого из этих несносных девчонок он убьёт, и даже выбрал оружие. Рабби Йонатан сейчас вспоминает то время со смехом, но тогда ему было совсем не смешно. В его 10-летнем сознании всё было логично: если одной сестры не станет, то со второй он сможет сразиться на равных и победить. Тогда со всеми насмешками и нападками будет покончено раз и навсегда.

Подумав еще немного, Йонатан понял, что родители вряд ли обрадуются, лишившись одной из своих дочерей. Но как же восстановить в семье баланс сил? И тогда Йони придумал. Он впервые в жизни обратился к Богу с простой просьбой — или, скорее, предложил Ему сделку: «Бог, Ты всё можешь! Так подари мне на День Рождения брата! А я тогда буду хорошим евреем».

Что значит «быть хорошим евреем», Йони тогда не знал. Зато он знал, зачем он просит брата в подарок именно на день своего рождения. Хотя уже десять лет в их семье не рождались дети, всё же рождение ребенка — не такое уж чудо. А вот если это будет именно брат, и если родится он именно в день его рождения — это будет знаком для Йони, что Бог ему ответил.

Однажды, три месяца спустя, когда вся семья была в сборе, мама Йони сообщила детям, что она ждет ребенка, и Йони сразу выпалил: «Мальчика!» Тогда еще не умели определять пол ребенка при помощи ультразвука, и родители и сами не знали, кто у них родится.

— Почему ты так уверен, что это будет именно мальчик?

Тогда Йони радостно рассказал им про его «сделку с Богом». Но мама не обрадовалась, а наоборот, распереживалась. Она выросла в религиозной семье иракских евреев, и простая вера во Вс-вышнего была в ней очень сильна. Что если родится девочка? Да еще и не в день рождения Йони, а в другой день? Тогда сын может потерять веру в Бога, не дай Бог…

Брат Йони родился несколько раньше срока — а всё потому, что тот профессор, который вёл беременность его мамы, должен был уезжать на медицинскую конференцию. Он позвонил г-же Риетти и предложил ей выбор: рожать вовремя, но в его отсутствие, — или вызвать преждевременные роды до его отъезда. Мама выбрала второй вариант, и мальчик родился на несколько дней до дня рождения Йонатана.

Йонатан подумал тогда: «Ладно, Вс-вышний, я вижу, что Ты сделал всё возможное. В конце концов, пара дней не имеет такого уж большого значения…»

Надо было выполнить свою часть сделки, но он представления не имел, что нужно для этого делать. Как быть «хорошим евреем»?

Теперь у Йони был маленький брат. Правда, когда он просил об этом подарке, он не представлял себе, что подарок окажется бесполезным: этот малыш никак не мог быть его защитником в постоянной борьбе с сестрами-близнецами, с ним невозможно было играть в футбол и доверять ему свои секреты… Но всё же иметь брата было приятно, и Йони менял ему пеленки, кормил его и укладывал спать. Он чувствовал себя ответственным за то, что это беззащитное существо пришло в этот мир.

Так прошло два года. Йони учился в обычной нееврейской школе, но несколько его одноклассников были евреями, и он увидел, что на бар-мицву мальчикам устраивают большую вечеринку и дарят много хороших подарков.

В их районе была синагога, которую их семья посещала два раза в год. В детстве Йони казалось, что в синагоге происходит что-то вроде концерта или показа мод. Хотя на самом деле это были праздничные службы на Рош аШана и Йом Кипур. Когда Йони сказал своим родителям, что тоже хочет бар-мицву, они пришли в эту синагогу.

Выяснилось, что не все так просто. Раввин в синагоге сказал, что, прежде чем сделать бар-мицву, нужно сдать экзамен. Ну что ж, экзамен так экзамен. Соблазн получить много подарков перевесил нелюбовь к зубрежке, и Йони сказал, что он согласен. Раввин выдал ему список книг, и мальчик, приученный смотреть телевизор, но совершенно не приученный читать, со вздохом приступил к чтению.

На этом этапе его ждал шок. Никто ему раньше не говорил, что «возлюби ближнего своего», «почитай отца и мать», выходной день, идея благотворительности, «Пятикнижие Моисея» и многое другое — не христианские изобретения. Йони впервые узнал тогда, что фильм «10 заповедей», оказывается, снят по книге. И эта книга — основа иудаизма, Тора!

Тогда Йонатан начал понемногу понимать, в чём заключается его часть «сделки с Богом», которую он заключил два года назад. Все 14 мальчиков, которые готовились в тот год к бар-мицве в синагоге, успешно сдали экзамен, отпраздновал свою бар-мицву, получили все полагающиеся подарки и чеки и благополучно забыли обо всем, что они учили к экзамену. Только один Йони каждый четверг после школы в любую погоду садился на велосипед и ехал на занятия в синагогу.

В конце концов, раввину стало интересно, и он спросил Йони:

— Объясни мне, я не понимаю… Единственное, что интересует других мальчиков и девочек твоего возраста, — это кино и кинозвезды. А ты уже находишься в мире киноиндустрии, твой отец — кинозвезда, и ты вместе с ним занимаешься дубляжом фильмов — и при этом кино тебя не интересует, а интересует иудаизм! Как это?

Тогда Йонатан рассказал ему, с чего всё началось. Раввин дослушал всю историю до конца и спросил:

— Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, если бы Бог хотел подарить тебе брата на день рождения, то в какую бы дату Он это сделал — по христианскому календарю или по еврейскому?

Йонатан взглянул на рава с удивлением — об этом он никогда не думал.

Тогда раввин достал с полки книгу и сказал:

— Назови свою дату рождения.

— 6 марта 1959 года.

Раввин полистал книгу, открыл ее на нужной странице:

— Та-а-ак, 59 год, март, 6 число. Это получается… получается — 26 Адара. Когда, ты говоришь, родился твой брат?

— …

* * *

Итак, Йони узнал, что Вс-вышний действительно ответил на его просьбу и подарил ему маленького брата точно в день его рождения. Но изменило ли это открытие жизнь 15-летнего мальчика? К тому моменту он уже соблюдал Субботу и накладывал тфилин. Похоже, что он бы стал раввином Йонатаном Риетти в любом случае.

Рабби Йонатан не так часто делится историей своей тшувы. Он не надеется, что рассказ о его «сделке с Богом» переубедит какого-нибудь атеиста. Ведь это было его личное чудо. А для каждого из нас Вс-вышний делает личные чудеса, даже для самых закоренелых материалистов. Нужно только научиться видеть эти чудеса в своей жизни.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?