Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча на тему последней недельной главы в Торе, которая завершает ежегодный цикл чтения глав

«Вот земля, о которой поклялся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову, сказав: “Потомству твоему дам Я ее. И тебе дал Я увидеть ее своими глазами, но туда ты не перейдешь”»[1].

Мы уже писали об этом выше, в комментарии к недельной главе Масэй, и в книге «Коль Яаков» в комментарии к стиху: «Насытил Он меня горечью, напоил меня полынью»[2]. Теперь же добавим еще одно разъяснение. Слова: «Потомству твоему дам Я ее» указывают на то, что Всевышний исполнил просьбу нашего учителя Моше, да покоится с миром, чтобы Он сам привел народ Израиля в обещанную ему землю, а не посланный Им ангел. Всевышний сказал: «Я пойду, и будешь ты успокоен»[3]. А Моше просил: «Если сам Ты не пойдешь с нами, то не выводи нас отсюда! Каким же еще образом я буду знать, что обрел милость в глазах Твоих, я и народ Твой, если не в том, что Ты сам пойдешь с нами, будем выделены мы — я и народ Твой — из всех народов земли»[4].

Притча.

Два человека дерутся. Появился третий, и стал помогать одному из них. Как можно узнать, помогает он из любви к одному, или из ненависти к другому? Если он не пытается ударить противника, а защищает другого, и еще протягивает ему свой посох для защиты, значит, он делает это из любви к нему. Но если он ввязывается в драку и пытается избить противника, то это доказывает, что он ненавидит этого противника. В чем же разница между помогающим из любви или из ненависти? Тот, кто помогает из любви, поможет любимому в любой ситуации, неважно, с кем он враждует. Но тот, кто делает это из ненависти к его противнику, не придет ему на помощь, когда он будет воевать с кем-то другим.

Смысл этой притчи в том, что Всевышний сказал Моше: «лик Мой пойдет…» (В этом контексте Раши разъясняет[5], что здесь лик Творца означает гнев, который был направлен на евреев после греха с золотым тельцом. Только молитва Моше отвратила немедленное уничтожение. Этот гнев Б-г направил на грешные народы земли Кнаан. Моше просит Творца, чтобы Шхина Его осталась среди еврейского народа[6]. — прим.), но имел в виду, что пойдет Его гнев и ярость на те народы, которые в то время жили в земле Израиля. И про них Б-г сказал Моше ранее: «И пошлю перед тобою ангела, и изгонит кнаанеев…»[7]. «…и будешь ты успокоен» — только ты будешь желанным Мне. На это наш учитель Моше, да покоится с миром, отвечает: «Если лик Твой не пойдет с нами.» — если не отведешь гнев Твой от нас, — «то не выводи нас отсюда!» Но если ты только отведешь Твой гнев от нас, и изольешь его на те народы, этого недостаточно. Ведь мы не можем знать, сделаешь Ты это из любви к нам, или из-за их злодеяний. А в последнем случае, если на нас нападет народ, на который Ты не гневаешься, то не станешь помогать нам! «Каким же еще образом я буду знать, что обрел милость в глазах Твоих, я и народ Твой, если не в том, что Ты сам пойдешь с нами…»? Вот тогда я буду знать, что «будем выделены мы — я и народ твой — из всех народов земли». Мы сможем одолеть и те народы, к которым Ты не питаешь ненависти, так как из любви к нам, Ты нам поможешь.


[1] Дварим 34:4

[2] Эйха 3:15

[3] Шмот 33:14

[4] Шмот 33:15-16

[5] Мегила 24б

[6] См. также Мусаф Раши, Шмот 33:14

[7] Шмот 33:2

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?