Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Даже самый малый проступок может перевесить чашу весов, так что человек может ока­заться, не дай Б-г, виновным

«И не стал Б-г твой слушать Билама, и обратил Б-г. проклятие в благословение»[1].

Не совсем понятно, для чего этот стих приведен именно в этом месте. Какая связь между тем, что стало с проклятиями Билама, и запретом потомкам Амона и Моава приняв еврейство, жениться на еврейской женщине, за то, что не вышли навстречу евреям с хлебом и водой, как сказано: «Не войдут амонитянин и моавитянин в общину Б-га»[2]?

Притча.

Один торговец ехал из Лейпцига с товаром. Он доехал до опасного места, где невозможно было проехать из-за завала, и свер­нул на постоялый двор. Он переночевал там, а утром встал и хотел дать корм лошадям, но обнаружил, что ночью воры украли его телегу, лоша­дей и весь товар. Торговец расстроился, заплакал, а затем отправился в путь домой пешком. Он прошел некоторое расстояние и вдруг увидел свою телегу, которой управлял какой-то извозчик. Он побежал за ней и нагнал. Вор узнал торговца и вернул ему телегу с товаром. Торговец промолчал. Вор, увидев его доброту, обнаглел, и потребовал плату за то, что перевел телегу через опасное место. Тогда торговец отвесил ему пощечину и сказал: «Вот твоя плата! Ты ведь вор! Разве ты старался для меня?! Только благодаря помощи Б-га я тебя настиг! А ты еще осмели­ваешься требовать плату?!»

Смысл этой притчи в том, что Балак (Балак был из народа Моав — прим.) нанял Билама проклясть еврейский народ, а Всевышний обратил эти проклятия в благословения. Теперь у него появилась надежда получить награду, ведь благодаря ему еврейский народ получил благословение. Поэтому Тора разъясняет: это не так! «Не войдут амонитяне и моавитяне в общину Б-га, потому что встретили вас… и потому что наняли против вас Билама»[3]. А чтобы не подумали, что у них есть заслуга в том, что евреи были благословлены, сказано: «И не стал Б-г твой слушать Билама и обратил Б-г. проклятие в благо­словение» — Б-г позаботился о благословении, а Балак хотел лишь зла.

«Когда выйдешь ты станом против врагов твоих, то бе­регись всего дурного»[4].

Когда я давал урок перед большим собранием в Дни Трепета (Ямим Нораим), я вывел из этого следующую мораль: В эти дни человек должен обратить внимание на то, что великий праведник отличается от мень­шего праведника своим великим страхом согрешить, как сказали мудрецы[5]: «Встанем перед ним, ведь он человек, который боится греха». Разве другие мудрецы не боялись греха? Но есть люди, страх которых согрешить зависит от величины и уровня греха. Ведь, как установили мудрецы, есть четыре вида искупления грехов[6], в зависимости от тя­жести греха. Чем более праведен человек, тем больше уравнивает грехи в своих глазах, и страшится малого прегрешения как большого. А про­стой человек может относиться к большим грехам как к малым. Все это происходит в обычное время. Но во время суда и вынесения приговора (Рош а-Шана и Йом Кипур) каждый должен бояться малых прегрешений как больших (и смотреть на себя как на большого праведника — прим.).

Притча.

Один человек поселился в городе, где у него не было родственников. Он боялся людей, не зная, что от них ожидать, кроме бедняков, которые ничего дурного ему сделать не могли. Однажды у него был спор с другим человеком, и он вызвал его в суд. Пока суд длился, он склонялся перед всеми — богатыми и бедными, ведь неизвестно, кто из них поможет ему склонить суд в свою сторону.

Так и месяц Тишрей. Его знак Зодиака — весы, так как в этом месяце взвешивают добрые дела и проступки человека. И даже самый малый проступок может перевесить чашу весов, так что человек может ока­заться, не дай Б-г, виновным. И это то, что сказано: «Когда выйдешь ты станом против врагов твоих…» — против дурного начала и его помощников, — «.то берегись всего дурного». И это то, что ска­зано: «Почему буду бояться в дни бедствия? Грех пят моих окружает меня»[7] («грех пят» — то есть, самый маленький поступок может склонить чашу весов — прим.). Это намек на то, что в дни Суда даже «легкие» заповеди засчитываются как серьезные.


[1] Дварим 23:6

[2] Дварим 23:4-5

[3] Дварим 23:4-5

[4] Дварим 23:10

[5] Шабат 31б

[6] См. Рамбам, «Яд а-Хазака», законы тшувы, глава 1, алаха 4 — прим.

[7] Теилим 49:6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?