Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притчи на тему недельной главы Ръэ с объяснением слов о благословении и проклятии

Еще одно объяснение словам: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие… Благословение, когда будете слушать…».

Притча.

Когда торговец едет в далекие края, а извозчик просит у него оплату, он отвечает: «Я заплачу тебе в конце путешествия, когда мы доберемся домой, можешь на меня положиться». Но если извозчик попросит денег на дорожные расходы — корм для лошадей или починку телеги, то торговец должен будет дать ему немедленно.

И это то, что сказано: «Благословение, когда будете слушать…». То есть, Всевышний как бы говорит: «Я должен оплатить тебе расходы, и предоставить все необходимое, чтобы вы могли слышать и слушать, хранить и выполнять». Поэтому сказано: «Сегодня выполнять их» — сегодня Всевышний помогает выполнять и предоставляет человеку все, что ему нужно для жизни, чтобы он мог выполнять сегодня, а в будущем получить награду.

«Не ожесточай свое сердце и не зажимай своей руки перед братом твоим, бедняком»[1].

Следует вникнуть, почему это предостережение приведено в форме отрицания. Казалось бы, справедливее было бы повелеть утвердительно — давать цдаку неимущему. Знай, что мы видим далее из слов Торы[2], что это близко к тому, что богатый обязан по закону содержать бедняка, как сказано (в случае, если он не содержит бедняка): «И возопит (бедняк) о тебе к Б-гу, и будет на тебе грех»[3]. Но при этом, если бедняк возьмет что-либо у богача без его согласия, то будет считаться вором и понесет наказание. Два этих положения кажутся противоречащими друг другу. Наши святые учителя своей мудростью уже прояснили нам это кажущееся противоречие. Благословен выбравший их и их учение. Они сказали[4]: «И будет дверь дома твоего широко открыта и будут бедняки тебе как домочадцы». Из того, как говорят здесь мудрецы чувствуется, что они хотели донести до нас некую информацию:

Притча.

Один бедняк зарабатывает на жизнь продажей плодов. Его собственный дом находится на окраине города, там, где особо нет покупателей, и потому свой ларек он поставил возле дома одного из богачей, между богатыми лавками, где продают еду и питье, и где бывают многие. Таким образом, он может продавать свои плоды. При этом, хотя богач не дает этому бедняку ничего от себя, а лишь позволяет ему торговать рядом со своим домом, считается, что он содержит его, так как дает возможность заработать. Если же он не дает бедняку торговать у своего дома, то хотя ничего у него не отобрал, он ущемил его заработок.

Смысл этой притчи в том, что бедняку выпали на долю трудности с заработком. Богачу же с Небес выпало изобилие. Если богач постоянно материально поддерживает бедняка, то когда наступит суд в Рош а-Шана, и Б-г будет записывать, сколько он получит на жизнь в будущем году, в эту сумму будет включена и та сумма, которую он дает бедняку. Так что, на самом деле, богач не несет никакого убытка. Получается, что на самом деле, богач не дает бедняку ничего своего, все это он получает для этой цели от Всевышнего, а сам он только посредник. Почему бедняк получает свое пропитание именно таким образом — таков замысел Всевышнего. Об этом и сказали мудрецы: «И будет дверь дома твоего широко открыта и будут бедняки тебе как домочадцы». Чем тебе мешает, что бедняки окажутся твоими домочадцами? У тебя от этого ничего не убудет. Поэтому было сказано в форме отрицания: «Не ожесточай свое сердце и не зажимай своей руки…», как было, например, сказано: «И не дал Сихон Израилю пройти через его владения»[5] (а ведь он ничего не терял, он отказал просто из злобы сердца — прим.). И далее Тора усиливает требование этой заповеди: «Раскрой, раскрой руку свою ему»[6] — ты только открываешь руку бедняку, твоя рука лишь проводник блага, не более.


[1] Дварим 15:7

[2] Дварим 15:9

[3] Дварим 15:9

[4] Авот глава 1, мишна 5

[5] Бемидбар 21:23

[6] Дварим 15:8

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?