Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы подчеркивают величайший уровень Первого Человека и нашего праотца Яакова, который состоял в том, что они настолько аннулировали себя перед своим Творцом, что в них отражалась Б-жественность Всевышнего

Добавим пояснение к тому, что мы упомянули в главе «Рина (воспевание)» о строке «Солнце в Гивоне, замолчи!» Мы говорили, что вся сила и сущность солнца заключена в песни, которую оно воспевает, и на самом деле, так во всем сотворенном: существование каждого создания — это песнь, которую оно поет Творцу мира, без этого оно само собой исчезает. В этом и есть смысл «Пиркей Шира» — каждое создание поет свою уникальную песнь, ведь песнь Всевышнему — это суть существования любого создания в мире. Об этом же говорится и в строке из книги «Берешит» (2:5): «А никакого полевого кустарника еще не было на земле, никакая полевая трава еще не росла, ибо Г-сподь Б-г еще не полил дождем землю, и не было человека, чтобы ее возделывать[1]». То есть, пока не появился Первый человек и не помолился, вся растительность не перешла из потенциальной реальности в действительную. Ведь молитва — это, по сути, жизненная сила, через которую весь мир получает пропитание.

Известно, что основа молитвы — это анава[2]. По поводу понятия, что такое анава, сказано в книгах по мусару: не имеется в виду, что умный человек должен думать о себе, что он глупый, а силач — что он не может поднять и килограмм. Истинное значение этого слова объяснялось уже не раз. Но по-простому, человек должен видеть себя в правильном свете: он — как «зеркало», отражающее любую форму, которая стоит перед ним (от сказанного в Торе: «зеркала, которые украшали вход в Шатер Встречи», что в наше время делают из стекла, покрытого с одной стороны ртутью). Если напротив зеркала встанет гениальный святой мудрец, чей облик сияет и освещает все, как солнце — и в зеркале он будет выглядеть так же. Однако, неужели зеркалу придет в голову возгордиться и сказать: «Посмотрите, какое я важное и великое — во мне есть такой святой и благородный облик!» Если оно будет гордиться этим, его посчитают идиотом — ведь в нем самом по себе, и в его сущности, нет ничего, оно — лишь «приемник» для образов, стоящих перед ним, и даже если эти образы отразились в нем, оно не восприняло их и не вобрало в себя, так, что они стали его частью. Именно таково понятие анава в реальности человека. Настоящее понимание, что такое анава, это не только, что человек — будто нищий, которого богач осыпал золотом, подарил ему огромную сумму совершенно бесплатно. В этом случае тоже гордиться нечем, ведь он ничем не заработал это, а получил бесплатно, но на деле — он будет считаться богачом, обладающим большим имуществом. Однако красивый образ, стоящий перед зеркалом, даже не дает зеркалу «вобрать» его в себя, ведь все, что видно в зеркале — это образ стоящего перед ним, а вовсе не образ самого зеркала. Получается, что изначально зеркало не имело никакого отношения и причастности к тому, что отражается в нем. Точно так же и человек: ведь все его «я», все его существование, его достоинства и мудрость — это лишь зеркало, в котором отражается доброта Творца, Его мощь и мудрость. Чем же гордиться человеку, ведь вся его самость состоит из того, что дано ему свыше. Он — лишь зеркало, показывающее милосердие Творца и Его множественные благодеяния. Именно это имел в виду Моше рабейну, говоря: «а мы что?», то есть — что в нас нет ничего. Казалось бы, нельзя сказать, что не было в нем ничего своего в его высокой реальности, но истина в том, что и он — ничто, и все его существование — это лишь то, что в нем отражается милосердие Всевышнего.

Такова реальность всего нашего мира, и вообще всех миров — они являются лишь примерами зеркал, которые создал Всевышний так, что в них отражаются Его милосердие и мощь, они (миры) — лишь «сосуды», воспринимающие милость Небес, но даже и после этого «наполнения» у всех творений мира нет никакой самостоятельной сущности, а лишь милосердие Небес, отражающихся в них. В этом и заключается глубинный смысл сказанного в «Нефеш а-Хаим» (Врата 1): «Мера Всевышнего не такова, как мера человека из плоти и крови. Ведь когда человек строит дом, скажем, из дерева, он не создает это дерево собственными силами, он лишь берет уже созданные деревья, и укладывает их в определенном порядке, так, что получается здание. А после того, как он уже упорядочил их в соответствии со своим желанием, если он забывает об этом здании и уходит от него, оно все равно продолжает существовать. Однако Всевышний, благословен Он, в момент создания всех миров создал их из ничего Своей безграничной силой, и более того — с тех пор каждый день, буквально каждое мгновение — вся “устойчивость” их реальности, их порядка и существования зависит лишь от того, что Всевышний каждое мгновение “вливает” в них Свою силу и изобилие нового света. А если бы Он убрал Свое влияние хотя бы на один миг — тут же все исчезло бы и превратилось в первичный хаос». См. там.

Получается, что сама по себе реальность существования каждой вещи измеряется тем, насколько она направлена и «соответствует» принятию святости ]и тем самым отражает и раскрывает ее — прим. ред.]. Как сказано о Моше рабейну: «уста к устам Я буду говорить с ним», а также о даровании Торы сказано: «Лицом к лицу говорил Всевышний с вами» — это высшая степень совершенства. Ведь когда человек стоит лицом к лицу перед Святостью, тем самым раскрывается в нем Слава Небес в самом возвышенном виде.

А ведь это стояние лицом к лицу перед Всевышним и есть суть молитвы, воспевания и прославления Творца! Поэтому-то молитва и является основой всей реальности, и вся суть существования ангелов и других небесных созданий зависит лишь от песни, которую они поют. Они не только зависят от песни: песнь и молитва — это вся суть их существования в действительности. В какой мере они предстают перед своим Создателем, воспевая и прославляя Его, в такой мере они обладают существованием, ведь в них самих по себе нет ничего — они лишь зеркало, которое принимает и показывает благодеяния Творца. Поэтому, чем больше творение приближается к Творцу в молитве, песни и прославлении, тем больше благодеяния Творца отражаются в нем, и в этом и состоит его сущность и реальность.

Эта идея — крайне важное замечание к теме, как вдохновить себя к молитве, приумножению молитвы, и потрясающее объяснение всего смысла понятия «молитва». Об этом сказали мудрецы первых поколений: каждая молитва принимается. В точности подобно зеркалу, когда кто-то стоит перед ним и даже «злится» на зеркало, в любой случае, сам по себе этот человек создает то отражение, какое будет в этом зеркале. Также любой стоящий перед Творцом с полным самоуничижением и подобающим молитве настроем, в прославлении и хвале к своему Создателю — тем самым «вбирает» в себя огромное благо Творца.

Посмотрите, насколько замечателен этот пример, когда мы говорим о понятии анава. Давайте представим себе это «зеркало», отражающее того, кто стоит перед ним. Если оно скажет себе: «А зачем мне отражать в точности форму того, кто стоит передо мной? Почему бы мне не обладать своим собственным оттенком, своей сущностью? Добавлю-ка я свой собственный цвет и оттенок». В этот момент исчезает его уникальная, замечательная сила воспринимать формы, стоящие перед ним, и оно превращается в мутный предмет, некрасивый и бессмысленный. Ведь лишь настолько, насколько оно нивелирует самого себя и свою окраску, и становится ясным и чистым «стеклом», так, в соответствии со своей чистотой и отменой своего «я», оно сможет воспринять более четко и ярко форму стоящего перед ним. В этом-то и заключается вся его красота и великолепие. Таково же качество анава: чем сильнее у человека ощущение аннулирования себя, что у него нет ничего от себя, тем ярче и сильнее он воспринимает благодеяния Всевышнего.

Мудрецы рассказывают нам (Берешит Раба, 8:9) что увидев Первого Человека до греха, ангелы хотели воспеть ему «Святой» [3]. А также о нашем праотце Яакове в трактате «Мегила» (лист 18) сказано: «Сказал раби Аха от имени раби Эльазара: “откуда мы знаем, что Всевышний назвал Яакова “Э-ль” (т.е. Б-г)? Сказано (Берешит, 33): “И назвал его Б-гом, Б-г Израиля”», назвал Яакова Б-гом, а кто назвал его так? “Б-г Израиля”.

Принято думать, что это показывает нам, каким величайшим духовным уровнем обладал Первый Человек — мол, даже ангелы ошиблись. И то же самое о праотце Яакове — что он обладал Б-жественной силой. Но на самом деле — не дай Б-г нам так думать! Мудрецы здесь подчеркивают величайший уровень Первого Человека и нашего праотца Яакова, который состоял в том, что они настолько аннулировали себя перед своим Творцом, что в них отражалась Б-жественность Всевышнего, причем на такой возвышенной, непостижимой ступени, что даже ангелы-служители ошиблись — таким безупречно чистым зеркалом был Первый Человек. Это в точности напоминает пример, когда, скажем, Реувен стоит перед зеркалом, и оно отражает его так, что невозможно понять, где он сам, а где зеркало. Но само собой разумеется, что Реувен — это Реувен, а зеркало — это простая стекляшка, не имеющая никакой собственной ценности. Точно таким были Первый человек и праотец Яаков, и любое творение в мире — от самого великого, до самого малого.


[1] Как объясняют наши мудрецы (см. комментарий РаШИ на этот отрывок), что только человек — то самое творение, которому нужно будет возделывать землю, поэтому именно он оценит важность дождей для земли, и попросит о них в молитве.

[2] См. сноску в разделе «Нипуль», гл. 3

[3] Песнь, которую ангелы и мы поем только Творцу.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?