Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу
По мнению ряда авторитетов, разрешено перемещать предмет-«мукце» ногой, если таким способом этот предмет обычно не перемещают. Другие законоучителя считают, что передвижение ногой не считается «тилтуль бэ-гуфо» и запрещено в любом случае.
Говоря о необычных способах перемещении «мукце», следует упомянуть о перемещении «мукце» с помощью воздуха и воды. Перемещать «мукце» с помощью воздуха и воды разрешено в любом случае. Так, например, разрешено подуть на банкноту, находящуюся на столе, чтобы она попала в выдвижной ящик. Разрешено открыть кран, чтобы струей воды смыть пищевые отходы, являющиеся «мукце махмат гуфо».
Существует масса примеров тому, как в случае, когда могут быть задеты чувства и достоинство человека, Тора и мудрецы снижают требования к исполнению тех или иных законов. Особо ярко это проявляется в отношении ухода за трупом в Субботу вообще, и в законах о «мукце» в частности.
Труп является «мукце», поэтому и сам труп, и отдельные его части запрещено перемешать в Субботу. Если труп находится в теплом месте, температурные условия которого способствуют более интенсивному разложению, или в общественном месте, где тело привлекает к себе внимание любопытных прохожих, что является проявлением неуважения к усопшему, разрешено перенести труп в более подходящее место. Если тело находится на кровати или на носилках, рядом с ним кладут какой — либо разрешенный предмет и перемещают его вместе с этим предметом. Об этом виде перемещения «мукце» уже было упомянуто: его преимущество заключается в том, что когда перемещают «мукце» вместе с разрешенным предметом, считается, что в основном перемещают разрешенный предмет, а «мук — цэ» меняет свое месторасположение как бы заодно с ним. В случае, когда труп перемещают без помощи носилок, то разрешенный предмет кладут на само тело. Это особое послабление было установлено для перемещения трупа, и оно недействительно для других «мукце»[1].
Еще одна возможность — это попросить нееврея перенести труп в более подобающее место[2].
Чтобы предотвратить кремацию или вскрытие трупа, использование его в учебных или опытных целях (что строго запрещено законами Торы), его разрешено отнести вместе с разрешенным предметом в более сохранное место или попросить об этом нееврея.
Разрешается разрешено извлечь из трупа иглы, капельницы, зонды[3], не сдвигая его с места. Согласно еврейской традиции, сразу после смерти с усопшего снимают одежду, кладут труп на пол и покрывают его простыней. Учитывая большую важность исполнения этого обычая для души усопшего, разрешено это сделать и в Субботу. Снимая одежду, следует стараться впрямую не перемещать органы усопшего. Перед тем, как переместить труп на пол, на него предварительно нужно положить разрешенный предмет. Чтобы предотвратить искривление органов усопшего, что обезображивает его внешний вид, из уважения к усопшему, разрешено расправить эти части, предварительно положив на них разрешенный предмет[4]. Если труп испачкан, его разрешено обмыть, стараясь не перемещать труп и его части напрямую[5].
В целях выноса трупа из здания, где находятся коэны[6], следует воспользоваться услугами нееврея. С помощью разрешенного предмета в данном случае перемещать труп запрещено, т.к. перемещение происходит не ради достоинства усопшего, а для предотвращения ритуальной нечистоты коэнов.
[1] За исключением перемещения «кли ше-млахто ле-исур», когда речь идет о значительном ущербе, как это упоминалось выше.
[2] Важно заметить, что перемещая труп, необходимо учитывать законы о выносе предметов из частного владения в общественное, вносе из общественного — в частное, и при перемещении в общественном владении («оцаа») в Субботу. Если в обычной ситуации при совершении этих действий происходит нарушение запрета мудрецов, то в случае с трупом это разрешено сделать, вынося, внося или перемещая его вместе с разрешенным предметом.
[3] При условии, что это не сопряжено с включением или выключением электричества и электронных приборов.
[4] Расправить органы усопшего после того, как они затвердеют, будет невозможно, поэтому необходимо это сделать сразу.
[5] При обмывании трупа необходимо учитывать законы выжимания («схита») одежды, что является частным случаем «запрета отбеливания» («мелабен») в Субботу.
[6] Коэнам запрещено находится в одном месте с мертвым телом, т.к. это приводит к ритуальной нечистоте («тума»), что им категорически запрещено допускать.
Из журнала Мир Торы
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?