Из цикла «Орхот цадиким», темы: Память, Орхот цадиким, Характер, Мусар, Самосовершенствование, Отношения между людьми
Забвение /шихеха/ — это весьма дурное свойство для человека, занятого делами этого мира и готовящего себя к миру будущему. Чтобы вспомнить, забывчивый должен вести запись всех дел, которые ведет с другими. Даже если речь идет о мелких деньгах, пусть записывает, одалживая другим и занимая у других, — пусть все записывает и старается не забыть. А почтенному человеку, знающему о своей забывчивости, не следует занимать у других, потому что они постыдятся потребовать долг, а он забудет и не заплатит, и понесет свой грех.
Знающему о своей забывчивости следует изо всех сил стараться запоминать свои дела и остерегаться повторять свои ошибки. Вот как поступил один царь. Он дал слуге грамоту и сказал: «Увидев меня в гневе, подай мне эту грамоту». А в грамоте было написано так: «Прекрати! Перестань! Потому что ты — тленное тело, одна часть которого поглотит другую часть». То есть из его плоти выйдут черви, которые съедят его плоть. И плоть его вскоре сгниет, и останутся лишь черви и прах. И был у того царя слуга, которому было приказано предстать перед царем, когда он прикажет бить кого-нибудь плетьми. И тот слуга должен был сказать: «Господин мой! Помни день Суда! Так же будут тебя бить огненными плетьми». Слуга должен был говорить так, чтобы сердце царя смирилось.
Из этого мы извлекаем поучение для многих вещей. Забывчивый пусть сделает себе памятки. И требуется положить себе урок, дабы не забыть Учение, как написано: «Только берегись и весьма оберегай душу свою, чтобы не забыл ты того, что ты видел» (Дварим 4; 9). И нужно остерегаться не забывать положительные качества.
Но пользуйся своей забывчивостью, чтобы забыть добрые дела, которые совершил. Потому что, если человек обратит свое внимание на то, чтобы помнить добрые дела, но забывать совершенные им зло и ошибки, и хитрости, то станет он в своих глазах праведником и не раскается. Пусть же помнит свои проступки и запишет их в книгу, и читает постоянно, чтобы помнить все и раскаяться в каждом, и исповедоваться в них пред Всевышним. А исполнение заповедей пусть помнить не старается. И пусть ему всегда кажется, что он ничего не сделал и полон грехов.
И пусть забудет проступки ближнего и простит ему, и изгонит из памяти своей ненависть и зависть, и злые помыслы. А во время молитвы пусть забудет все на свете, но думает о милости Всевышнего и о своем стремлении к Нему.
А когда отправляется по нужде, пусть забудет все Учение и все святое (см. Брахот 24б), но пусть размышляет в то время о домашних делах. И пусть думает, что он полон экскрементов, и тем унизит свою гордость и смирит свое сердце.
Относительно каждой заповеди пусть старается сделать нечто, чтобы не забыть ее, «ибо заповедь — свеча, и Учение — свет» (Мишлей 6; 23).
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?