Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Увидев стол или стул, сделанный искусным ремесленником, даже самые заурядные люди спросят: что за выдающийся мастер изготовил эту вещь? Однако никто не спешит выяснить, кто же сотворил весь этот необъятный изумительный мир и для какой цели он был создан?

«Мудрость на просторах будет воспевать, на площадях подаст голос свой»[1].

Мы утверждаем и ясно доказываем, что даже если бы никто не знал о Б-жественном Откровении на горе Синай, сама Тора объявляет и провозглашает, что она — дарование с Небес[2].

И вот, мы видим, что, приезжая в другую страну, человек в первую очередь выясняет, каковы принятые в ней законы, чтобы их придерживаться, ведь иначе он может понести физический или материальный ущерб. Почему же к повелениям Царя мира мы относимся совсем по-другому[3]? Каждый, кто верит, что Рош Ашана — день Великого Суда, должен в течение всего месяца Элул готовить себя к обретению трепета перед Небесами и исправлять свои поступки. Почему же к служению Небесам люди относятся совсем не так, как к будничным делам этого мира, когда они ощущают страх даже перед самым небольшим ущербом, не говоря уж об огромном убытке? Очевидно, что причина этого кроется в следующем: «Сказано тебе, человек, что такое добро и чего Г-сподь требует от тебя: только исполнять закон, любить милосердие и скромно ходить перед Б-гом твоим»[4]. Наши мудрецы объяснили: «Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами»[5]. Поэтому даже сильная вера не спасает человека от всех преткновений в его жизни, если он в должной мере не обрел трепет перед Небесами, как это разъясняется в рассуждении «Различие между праведником и нечестивцем»[6]. В этом же смысл изречения: «Цель мудрости — раскаяние и добрые дела»[7], и наше воззрение на это тебе известно. «Мудрость на просторах будет воспевать…»[8] — наблюдение за ней — это единственный способ исправить мышление человека. И удивительно — почему это не стало знамением для всех людей, как они не удивятся столь разительному изменению в себе, переходу от одной крайности к другой?

Меня всегда удивляла одна странная человеческая особенность. Увидев стол или стул, сделанный искусным ремесленником, даже самые заурядные люди спросят: что за выдающийся мастер изготовил эту вещь? Однако никто не спешит выяснить, кто же сотворил весь этот необъятный изумительный мир и для какой цели он был создан? Людям не свойственно искать источник происхождения окружающего их многообразия, и ничто не приводит их в восхищение. А ведь все мудрецы мира, собравшись вместе, не в состоянии создать даже крошечное крылышко мухи. «И ныне, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Лишь трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, следовать всеми Его путями и любить Его, и служить Г-споду, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всей душой твоей»[9]. К этому можно прийти лишь одним способом: «Мудрость на просторах будет воспевать…»[10] — что подчеркивает полное противоречие между воззрениями человека, лишенного мудрости, и окружающей его истинной реальностью.

Мы воочию убедились в том, что трепет перед Небесами можно обрести лишь с помощью изучения Мусара и жизненного опыта, и это разительно отличается от всех остальных достижений человека. Мы непременно обязаны изучать Мусар и развивать свое чувственное восприятие, пока не ощутим всей душой, что наше сердце трепещет перед Днем Суда, а тем более — в сам великий и грозный День Суда, — и кто может охватить это своим разумом?

Именно поэтому рабейну Там, благословенной памяти, составил особую книгу, в которой перечислил все наказания злодеям, чтобы постоянно ее перечитывать. Он хотел, чтобы его глаза всегда видели завершение жизни. И если в этом нуждался даже рабейну Там, благословенной памяти, то что же говорить о нас? И вот, человек, способный рассуждать и делать выводы, через изучение Торы найдет веру во всем существующем на земле.

В главе Торы Ки Теце приводится закон о пленнице: «Когда выступишь на войну против врагов твоих… И увидишь в плену женщину, красивую видом, и возжелаешь ее и возьмешь себе в жены… И будет она оплакивать своего отца и свою мать в течение месяца…»[11]Рамбан отмечает причину, по которой нееврейская пленница оплакивает своих отца и мать, погибших на войне: «Так обязан поступать каждый, поскольку это требование разума — почитать своих родителей при их жизни и после смерти»[12]. Мы видим, что Тора заповедует нам позволить плененной женщине выполнить повеление ее разума. Таким образом Тора повествует нам о важности решений, принятых разумом. И я был краток там, где следовало бы написать подробнее.


[1] Мишлей 1:20.

[2] См. гл. 21 этой книги.

[3] «В Своей мудрости и всемогуществе Всевышний исключил из природы человека трепет перед Небесами и страх наказания, но распахнул перед людьми врата надежды, даровав им способность раскрыть свои души для трепета перед Б-гом, если они устремятся к его обретению. Поэтому люди обладают свободой выбора: если они захотят жить, бессильно опустив руки, и дремать в бездействии, то будут соответствовать своей природе и останутся полностью лишенными трепета перед Б-гом. Они будут блуждать во тьме, и им не откроется путь Торы и заповедей. Но если они устремятся к трепету перед Небесами, мудрости и Мусару и приложат силы для обретения этого клада, то найдут его. Трепет перед Б-гом и Его Закон будут постоянно перед их взором, они укроются в “сени Его крыльев” и смогут исполнить все заповеди Торы». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Врата света»).

[4] Миха 6:8.

[5] Брахот 33б.

[6] См. гл. 28 этой книги.

[7] Брахот 17а.

[8] Мишлей 1:20.

[9] Дварим 10:12.

[10] Мишлей 1:20.

[11] Дварим 21:10-13.

[12] Рамбан, там же.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?