Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Царь мира — наш Отец, Который на Небесах, вывел нас «из дома рабства», а если бы этого не произошло, то и сегодня мы были бы порабощены фараоном в Египте

Твое письмо благополучно дошло до меня. Из него следует, что ты стараешься заложить основы веры в совершенном знании. Хорошо ты поступаешь! Это — самое главное, чего от нас требует Царь мира, и «если это есть — все есть». Первая заповедь, которую мы получили на горе Синай: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[44]. До тех пор ни один раб не мог бежать из Египта — столь искушенными в колдовстве были египтяне. Наверное, ты уже слышал от меня об их огромных познаниях. Сказано в Торе: «И призвал также фараон мудрецов и колдунов, и сделали они, чародеи Египта, своим колдовством так же»[45]. Наши мудрецы поднимают в связи с этим следующий вопрос: что означает «и сделали так же»? Мидраш объясняет, что, когда Моше превратил посох в змея, фараон призвал маленьких детей — и они сделали то же самое: «И они бросили каждый свой посох, и те превратились в змеев…»[46] Следует прочесть, что об этом говорит Мидраш: «Фараон начал насмехаться над Моше и Аароном и кудахтать, как курица… Он послал привести детей из школы чародейства и колдовства, и сделали они то же… И позвал свою жену, и она сделала то же»[47]. Насколько умудренными были египтяне в чародействе и колдовстве!

По-видимому, все это было нужно для того, чтобы укрепить заблуждение фараона и ожесточить его сердце, — поскольку «Желающему оскверниться предоставляют такую возможность»[48]. Именно это и стало началом падения царя Египта. А после того, как наш народ гордо и открыто вышел из Египта, все человечество узнало о Б-жественном всемогуществе. Никто в мире не отрицает Исход из Египта и сопутствовавшие ему чудеса и знамения: они слишком давно и широко известны, чтобы их можно было отрицать. Более того, и сегодня каждый может увидеть место, где еврейский народ пересек Красное море, и этот путь отмечен на карте мира.

И вот, нам становится ясно, что Царь мира — наш Отец, Который на Небесах, вывел нас «из дома рабства», а если бы этого не произошло, то и сегодня мы были бы порабощены фараоном в Египте. Поэтому Всевышний начал Свои Десять речений на горе Синай с упоминания об этом важнейшем событии, дабы показать, что по всем законам нам следует принять на себя Царство Небес еще тогда, когда мы пребываем в грубых материальных телах. А увидеть, что у нас есть Небесный Отец, мы должны для того, чтобы понять: для нашего счастья и блага Он дарует нам заповеди, которые только лишенный чувств может воспринять как гнетущую ношу и обузу. Но наделенный разумом именно из истории Исхода из Египта прекрасно поймет, что этот мир — «преддверие» к Грядущему миру. Мне трудно много писать, но я хочу это тебе прояснить. «Будь сильным и мужественным»[49], — сказал Г-сподь Йеошуа, и насколько же мы нуждаемся в развитии в себе духовных сил. Я хочу еще немного написать тебе, чтобы все это глубоко укоренилось в твоем сердце.

Изучая природу человека, мы замечаем, что то, к чему он привык с юности, для него очень важно, и он соблюдает и сохраняет привычные для него обычаи. А то, к чему он не приучен, кажется ему далеким, — и он не станет этого строго придерживаться[50].

Однако совсем иная ситуация с ведением материальных дел. Здесь человеку кажется несущественным только то, что, по его мнению, не принесет ему прибыль. Но если нечто, пусть даже запредельно удаленное, сулит ему выгоду, — он не посчитается ни с какими трудностями, рассчитывая на успех. И если мы задумаемся о духовности человека, то увидим, что он не принимает в расчет непривычное, отдаляя его от себя, — и это знак неустойчивости основ его веры. Подумай, друг мой, и постарайся это глубоко понять.

В Талмуде в трактате Псахим сказано[51]: «Человек должен смотреть на себя, как будто он сам вышел из Египта, как сказано: “И расскажи сыну твоему в тот день, говоря: ради этого содеял Г-сподь мне при моем Исходе из Египта”[52]». А Рамбам, разъясняя суть нашей обязанности, добавляет к этому высказыванию Талмуда одно слово: «Человек должен представлять себя так, как будто он сам сейчас вышел из Египта»[53]. Но кто на такое способен? Человеку необходимо потрудиться представить себе, что бы он испытывал, если бы действительно сам вышел оттуда. Для этого требуются большие усилия, серьезное изучение и глубокое размышление, однако лишь немногие следуют данному указанию Талмуда. Неспособность близко воспринять чувствами события давно минувших дней свидетельствует об отсутствии у человека основ веры, и, упаси Б-г, он исполняет заповеди только «по привычке»[54]. Да удостоимся мы укрепить основы своей веры! И если ты обратишься к словам Рамбама, то заметишь, что он пишет не «видеть себя», а «представлять себя»!

Там же Рамбам говорит: «Всевышний дал в Торе повеление: “И помни, что рабом ты был в земле египетской…”[55] — ты должен представить себе, как будто ты сам был рабом и стал свободным, когда тебя выкупили из дома рабства»[56]. И вот, я немного подробнее объясню приведенные выше слова «дом рабства», ибо прежде я изложил это слишком кратко, поскольку мне было трудно писать. Сказано в Торе: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[57]. Слова «из дома рабства» на первый взгляд кажутся излишними, но на самом деле это не так. В начале этого стиха Тора сообщает нам главное: «Г-сподь, Который вывел тебя…», то есть Он всемогущ. А раз так, возникает вопрос: зачем Ему требуется служение человека? Несомненно, оно необходимо для нас самих ради нашего же блага. Если мы это поймем, то почувствуем, что обязаны самым трепетным и возвышенным образом благодарить Всевышнего за Тору, которую он даровал нам в вечное наследие. И нам должно быть очевидно, что в любом случае нам лучше служить Творцу, чем исполнять тяжелую и унизительную рабскую работу в Египте — и наделенному пониманием этого достаточно. И вот, ныне мы вышли из Египта, — ведь человек должен смотреть на себя, как будто он сам вышел из Египта… И глубоко вдумайся в это.


[44] Шмот 20:2.

[45] Шмот 7:11.

[46] Шмот 7:12.

[47] Мидраш Рабба, Ваэра, гл. 9.

[48] Йома 38б.

[49] Йеошуа 1:7.

[50] См. гл. 83 и 84 этой книги.

[51] Псахим116б.

[52] Шмот 13:8.

[53] Мишна Тора, «Хамец и маца» 7:6.

[54] Йешаягу 29:13. «И сказал Г-сподь: когда приближается этот народ, своими устами и губами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною — заповедь, исполняемая бездушно».

[55] Дварим 5:15.

[56] Мишна Тора, «Хамец и маца» 7:6.

[57] Шмот 20:2.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?